Рамаз Сакварелидзе: «Еще никогда Россия не была так сильна, а США так слабы, как сейчас» | 1news.az | Новости
Интервью

Рамаз Сакварелидзе: «Еще никогда Россия не была так сильна, а США так слабы, как сейчас»

17:38 - 27 / 07 / 2007
Рамаз Сакварелидзе: «Еще никогда Россия не была так сильна, а США так слабы, как сейчас»

Недавно был опубликован рейтинг самых нестабильных стран мира, и в списке из 60 стран Грузия заняла 58-е место, обозначив себя как одно из самых нестабильных государств в мире. О причинах и последствиях нестабильности в Грузии беседуем с независимым политологом Рамазом Сакварелидзе.

- Достаточно просто посмотреть новостные выпуски грузинского телевидения, чтобы у любого гражданина Грузии появилось ощущение нестабильности в стране. То есть, каждый день новостные выпуски начинаются с того, что кто-то был арестован, кого-то убили. Кстати, сейчас уже арестовывают не только простых смертных, но и чиновников. Даже появился такой термин – «телеаресты». К примеру, недавно было объявлено об аресте большой группы чиновников (24 человека) мэрии города Батуми. А потом выяснилось, что их арестовали ранее и затем привезли в мэрию, сняли наручники и пока они под телекамерами проводили свое обычное заседание, вошли сотрудники прокуратуры и вновь надели на них наручники, но уже под объективами телекамер.

Вторая тема – митинги недовольства различных слоев населения: оппозиционных партий с политическими требованиями, работников рынков, спортсменов и т.д.

Другая тема – внешнеполитическая, касающаяся в основном отношений Грузии с Россией. Приходилось часто наблюдать выступления высших чиновников Грузии, которые в своих речах допускали резкие выпады в адрес России. Естественно, российская сторона в долгу не оставалась. К этому свою руку приложило грузинское телевидение, часто предоставляя трибуну для выступления таким одиозным личностям в России, как Затулин, Мигранян, Жириновский.

Следующая тема – бытовые проблемы. То есть, где-то нет воды, в то время как в городе вовсю работают фонтаны. Где-то испорчена дорога, провалился под землю дом и т.д. Все это также способствует нагнетанию негативных настроений в среде простого народа, порождает чувство незащищенности.

Ситуация усугубляется тем, что власти не дают ответы на многие вопросы, возникающие у населения.

- Вы упомянули грузино-российские отношения, которые начали улучшаться: возобновлена выдача виз, уменьшилась воинственная риторика в речах высших официальных лиц обеих стран. Означает ли это в реальности изменение отношений между двумя странами в лучшую сторону?  

- Да, вы правы, отношения налаживаются и вызваны они тем, что сейчас России нужны эти нормальные отношения. Да и руководство Грузии стало сдержаннее. Вместе с тем и руководство России в последнее время предпринимает такие шаги, которые ранее никогда не делало. В частности, я не думаю, что руководителю временной администрации Южной Осетии Дмитрию Санакоеву предоставили бы возможность для выступления в Брюсселе без согласия России. Сегодня Европа так осторожна в своих отношениях с Россией, что никогда бы не пошла на этот шаг с Санакоевым без согласия России. Более того, недавнее заявление высокопоставленного представителя Кремля о том, что конфликты в Абхазии и Южной Осетии будут урегулированы до олимпиады в Сочи, говорит о заинтересованности России в урегулировании этих конфликтов мирным путем. Такого рода заявлений ранее официальная Москва также не делала.

Грузию всегда устраивала политика мира. Это очевидно. Но если Москва и не будет активно способствовать такому процессу, то она, во всяком случае, не должна препятствовать ему. Вот в этом и состоит новизна нынешнего подхода. Думаю, это тоже результат взаимоотношений между президентами. Политика – живой процесс, она меняется, поскольку отражает общую динамику жизни. Россия предлагает энергоносители Европе с тем, чтобы укрепить там свои позиции. Это большая игра России, ее стратегия в мировом масштабе, где взаимоотношения с Грузией не столь важны.

- Недавно начали циркулировать слухи как в грузинской, так и в российской прессе о том, что Кремль будто бы готов сдать режим Кокойты в Южной Осетии. Насколько, по-вашему, эти слухи отражают действительность?

- А зачем вообще России Южная Осетия и Абхазия? Мы как-то автоматически привыкли считать за 15 лет независимости, что Россия только и думает о том, как бы подчинить  больше территории. Что мешало России признать Абхазию и Южную Осетию? Думаю, ничего, но, все же, такого признания со стороны Москвы не последовало. Это говорит о том, что России эти территории нужны лишь в таком неопределенном состоянии, чтобы использовать их в качестве инструмента давления на Тбилиси. Если же она приберет их к рукам, тогда сразу исчезнет возможность такого давления. Следовательно, в задачи России не входит признание Абхазии и Южной Осетии до тех пор, пока с нашей стороны не будут предприняты шаги, которые вынудят ее окончательно прервать с нами всякие отношения.
Я считаю, что за эти 15 лет менталитет политической элиты России поменялся. Это в первую очередь касается самого Путина и его окружения. Эти изменения заключаются в том, что Путин вывел Россию на новый уровень и поставил перед ней новые цели. То есть, вместо танков и самолетов Путин хочет распространять влияние России экономическими способами. Это вполне современный подход, успешно используемый странами ЕС и США. Войны и аннексии территорий ушли в прошлое.

Если ранее Россия развязывала конфликты для установления своего контроля на Кавказе, то сейчас эти конфликты только мешают ей. России будет выгодно самой решить эти конфликты, дабы сохранить свое лицо. Но при этом Россия сохранит и свое влияние в Грузии посредством наличия большого количества своих граждан в Абхазии и Южной Осетии. Там будет максимально сконцентрирован российский бизнес. Кроме этого, порядка 70-80% грузинской экономики уже контролируется российским капиталом.

- Если предположить, что Россия согласна вернуть Южную Осетию официальному Тбилиси, то она должна что-то получить взамен. А что Грузия может предложить России?

- По слухам, официальный Тбилиси согласен на сохранение российского военного присутствия на территории Грузии в виде российских миротворцев. Кроме этого, у Грузии есть три козырные карты: вето на вступление России в ВТО, газо- и нефтепроводы, вступление Грузии в НАТО.

- Однажды Грузия уже пыталась продать магистральный газопровод России, но из-за вмешательства США эта сделка сорвалась. Что помешает США на этот раз вновь воспрепятствовать сделке?

- Дело в том, что уже меняется ситуация в самих США. И не всегда приказы их выполняются. Дело в том, что никогда еще США не были так слабы, как сейчас, и никогда Россия еще не была так сильна, как сейчас. Влияние США на кавказские дела подходит к концу.

Кроме того, США в контексте признания независимости Косова отказываются признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Более того, США сами заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, так как их дальнейшее существование и возможность эскалации угрожает магистральным трубопроводам, проходящим в этом регионе. Поэтому ради урегулирования конфликтов США пойдут на некоторые уступки России.  

- В последнее время много приходится читать в грузинской прессе о больших инвестициях, осуществляемых российским бизнесом в Абхазию. Насколько этот факт способен отразиться на восстановлении территориальной целостности Грузии?        

- Инвестиции, конечно же, будут осуществляться. Москва сохранит граждан с российскими паспортами как в Абхазии, так и в Южной Осетии, но это вовсе не исключает, что Россия откажется от урегулирования этих конфликтов без нарушения территориальной целостности Грузии. А разве в Грузии те же инвестиции осуществляются с меньшей интенсивностью? Но на это мы не реагируем столь болезненно, как на такие же инвестиции в Абхазии. Вообще, своими нелогичными действиями Грузия порой оставляет отнюдь не позитивное впечатление.
Но я не думаю, что российский капитал ставит перед собой цель нарушения территориальной целостности Грузии, так как он действует и в Грузии, и в сепаратистских регионах.

Конечно, российский капитал опасен Грузии, но в меньшей степени, чем солдатский сапог и танк. Капитал не стоит на месте, он всегда в движении. Если сегодня у нас превалирует российский капитал, то завтра, в случае ослабления России, он уйдет без кровопролития и нарушения территориальной целостности страны. Если Россия тот же процесс осуществит с помощью танков, это будет намного трагичнее. Мы ждем, что Россия превратится в ангела с крылышками и позволит выливать на нее фекальные массы? Но подобной страны нет и не может быть в природе. Нам надо присмотреться к принципам, которыми мы руководствуемся. Мы требуем от России, чтобы она поступилась своими интересами. Но никто своими принципами не поступается. Грузия также не собирается уступать, когда речь идет о ее интересах. Следовательно, нам надо определить, в чем состоит интерес России, а не искать ответ на вопрос, насколько добра или зла эта страна, любит она нас или нет. Ведь в политике нет ни добра, ни зла, ни любви, ни ненависти. Есть только интересы.

Роман Темников, собкор. 1news.az в Грузии

Поделиться:
2602

Последние новости

Все новости

1news TV