Отголоски казахстанских контрактов
Недавно правительство Казахстана публично выразило недовольство итальянской компании ENI по поводу хода работ на гигантском месторождении нефти в северо-восточной части Каспийского моря - Кашаган. Его доказанные запасы нефти оценивались в 1,5 млрд. тонн. Напомним, что компания ENI, в состав которой входит оператор проекта по разработке месторождения Кашаган компания AgipKCO, является одним из основных участников Северо-Каспийского консорциума. Она наряду с Total, ExxonMobil, Shellвладеет 18,52% долей участия в проекте каждая. Остальные поделены между ConocoPhillips - 9,25% и Impex с «КазМунайГаз» по 8,33% каждая. В основном за счёт разработки месторождения Кашаган и других морских блоков Казахстан и собирался почти утроить добычу нефти, доведя её до уровня 150 млн. тонн в год к 2015 году.
Но участники консорциума постоянно сталкиваются с рядом трудностей различного характера, в результате которых то стоимость проекта выросла на 50%, то сдвигались планы по срокам и объёмам добычи нефти. Планировалось, что уже в 2008 году добыча нефти в казахстанском секторе Каспия составит 3 млн. тонн, к 2010 году составит 18 млн. тонн, а с 2015 по 2028 стабилизируется в районе 55-56 млн. тонн, достигнув пика в 70 млн. тонн. Но, в конце концов, компания AgipKCO оповестила участников консорциума и власти Казахстана, что первое сырьё следует ожидать никак не раньше 2010-2012 гг. Причём корректировка коснулась и объёмов добычи нефти. Если раньше планировалось выйти на добычу 21 млн. тонн в 2015 году. В 2019 году вместо обещанных 70 млн. тонн будет 56 млн. тонн. Соответственно, изменились и планы Казахстана о выходе к 2015 году на добычу нефти в 150 млн. тонн в год, речь идёт уже о 135 млн. тонн.
Официально поводом для отсрочки начала коммерческой эксплуатации месторождения послужил неприемлемо высокий уровень производственного риска для персонала при существующей конфигурации обустройства морского комплекса месторождения, выявленный оператором проекта в результате проведённых исследований. Похоже, что скандал в Казахстане будет набирать обороты, поскольку «КазМунайГаз» уже заявлял о необходимости привлечения международного консультанта, обладающего достаточным уровнем квалификации и опыта для детального комплекса для освоения месторождения.
Что же, новость эта не самая приятная, причём не только для Казахстана, но и нашей республики. По всей вероятности, она будет обсуждаться в ходе предстоящего визита президента И. Алиева в Республику Казахстан. Ведь по мере прохождения пика нефтедобычи на месторождении Азери-Чираг-Гюняшли (АЧГ), казахстанская нефть должна послужить основным источником сырья для работы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Отсрочка, а тем более пересмотр объёмов добычи казахстанской нефти просто не могут не внести коррективы в перспективные планы компании BTCCo, занимающейся эксплуатацией нефтепровода БТД. О поддержке этого экспортного нефтепровода президенты И. Алиев и Н. Назарбаев договорились ещё летом прошлого года.
С другой стороны, уже со следующего года международный консорциум по эксплуатации АЧГ в следующем году планирует довести добычу нефти до 1 млн. баррелей в сутки, а к 2010 году до 1,1 млн. баррелей, что позволит полностью загрузить мощности БТД. И только с 2010 по 2012 год начнётся плавное, а затем более крутое падение объёмов добычи нефти. И, на первый взгляд, отсрочка добычи казахстанской нефти может более ограничено дополнять образующиеся свободные мощности нефтепровода БТД на долгую перспективу. Тем более что не надо забывать об участии большинства из перечисленных выше компаний не только в проекте по разработке месторождения Кашаган, но и нефтепровода БТД. Это даёт полное основание полагать, что при планировании объёмов добычи нефти в Казахстане они учитывали и прибыльность от своего участия в проекте БТД. И принадлежащая этим компаниям доля прибыльной нефти должна пойти по территории Азербайджана, т.к. участникам консорциума ВТС Со предлагается льготный тариф.
Правда, создаётся впечатление, что претензии правительства Казахстана к участникам нефтяных проектов на территории этой республики далеко не исчерпаны. Особенно в свете создания при высшем законодательном органе Казахстана комиссии по пересмотру ранее заключенных контрактов на условиях раздела продукции. К каким-либо кардинальным изменениям это вряд ли приведёт, но возможна переуступка долей участия иностранных компаний в пользу казахстанской государственной компании «КазМунайГаз». В этом случае многое будет зависеть от мировых цен на нефть.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать со мнением редакции