Адиль Гарибов: «Выход один – Азербайджану нужна атомная электростанция»
Эксклюзивное интервью 1news.az c директором Института радиационных исследований Адилем Гарибовым
-Известно, что МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) до конца года намечает обнародовать план финансовой помощи по Азербайджану. О какой сумме примерно идет речь, и на какие проекты будет выделена эта помощь?
- Являясь членом МАГАТЭ с 2002 года, Азербайджан сотрудничает с этой организацией по разным направлениям. В основном они охватывают гуманитарные области - медицину, создание регулирующих органов страны и т.д. Основным направлением нашего сотрудничества в рамках Конвенции МАГАТЭ «О физической защите ядерного материала и ядерных установок» является радиационная и ядерная безопасность Азербайджана, борьба с ядерным терроризмом.
Сегодня радует то, что с каждым годом финансовая помощь МАГАТЭ на осуществление проектов в Азербайджане увеличивается. Во многом это происходит благодаря тому, что штат научных работников в этой области в стране увеличивается. Учитывая то, что два года в МАГАТЭ квалифицируется как один, следует отметить, что с прошлого года мы по размерам выделенной финансовой помощи находимся на уровне Армении.
В настоящее время совместно с МАГАТЭ в Азербайджане осуществляется 5 проектов, два из которых медицинские – получение новых типов ускорителей для облучения очагов онкологических заболеваний. Это эффективное оборудование, обеспечивающее точечное целенаправленное облучение, не влияющее на другие органы, здоровые клетки. Для Азербайджана это очень важный проект.
Стоимость такого оборудования оценивается в 1 млн. 300 тыс. долларов. Часть средств на это оборудование выделена Азербайджаном, другая - МАГАТЭ. В этой связи хотелось бы отметить деятельность директора Онкологического центра Джамиля Алиева, который сделал все, чтобы в нашей стране была создана специальная структура, где люди с онкологическими заболеваниями могут получить квалифицированную помощь при наличии новейшего оборудования.
Помимо этого, МАГАТЭ оказало содействие Азербайджану в приобретении диагностического оборудования, которое позволяет выявить различные заболевания на ранней стадии их развития.
Кроме этого, усовершенствуется система мониторинга радиационной обстановки и выявления радиационных загрязнений в стране. В эти проекты включены Институт радиационных исследований НАНА, Министерство экологии и природных ресурсов. С этого года к нему подключилось Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В рамках этого проекта Азербайджаном было получено соответствующее оборудование на 300 тысяч долларов, которое позволит Минэкологии и МЧС осуществлять систему постоянного мониторинга различных местностей Азербайджана. На будущее подразумевается подготовка кадров в этой области.
Совместно с МАГАТЭ в Азербайджане проводится укрепление пограничных пунктов и таможенных переходов, что подразумевает установку мониторингового оборудования на границах. В морских портах подобные установки уже имеются - Астаре, Билясуваре. По этой системе предусмотрена модернизация еще 4-5 пограничных пунктов. Новое оборудование позволит измерять степень излучаемой радиации грузов, проводить поиск радиоактивных материалов. Для Азербайджана, который является транзитной страной между Европой и Азией, да еще граничащего с Ираном, занятого разработкой радиационных технологий, это очень актуально. Именно поэтому МАГАТЭ, США и НАТО весьма заинтересованы в укреплении азербайджанских границ с технической точки зрения. Это вопрос безопасности не только Азербайджана, но и всего мира.
Еще один проект – укрепление и усовершенствование системы регулирующих органов, так как сегодня их как таковых нет. Сегодня она развивается в трех организациях – Минэкологии, МЧС, Министерстве промышленности и энергетики. Эти организации будут работать по единой регулирующей системе.
В этом году мы уже начали сбор материалов на 2009 -11 годы. На следующие три года подана заявка на реализацию 5 проектов, 2 из которых будут осуществляться при участии нашего института.
Первый - создание в Азербайджане исследовательского ядерного реактора. Это станет нашим величайшим достижением. Ведь сегодня Азербайджан по ядерному направлению не обладает ни одним стратегическим объектом. Несмотря на то, что во всех странах он есть, даже в таком государстве как Таджикистан. Правительство одобрило это проект.
Второй проект, в котором мы будем участвовать, - организация в Азербайджане системы ядерной стерилизации медицинских и пищевых продуктов. Дело в том, что в Азербайджане сегодня нет ни одной мобильной системы стерилизации. Есть химическая, но она для многих пищевых продуктов не подходит, а ведь недавно мы пережили птичий грипп. Сухопродукты, сухофрукты поступают к нам из восточных стран. И ядерная стерилизация нигде не проводится - бактерии и микробы вместе с этими продуктами ввозятся в Азербайджан. Что касается медицинского оборудования, то оно стерилизуется по старым, дедовским методам. Предварительная договоренность с МАГАТЭ об этом есть.
Третий проект будет связан с продолжением усовершенствования системы мониторинга.
Четвертый проект направлен на усовершенствование в Азербайджане медицинского оборудования – в настоящее время собирается высокоэнергетический ускоритель, а к 2009 году будет собран более низкий энергетический ускоритель. Это необходимое оборудование для профилактики различных болезней. Хочу отметить, что мы добровольно отказываемся от своих проектов в пользу медицинских, так как система лечения онкологических заболеваний у нас находится на крайне низком уровне. Сотрудники МАГАТЭ, которые были откомандированы в Азербайджан для знакомства с имеющимся у нас оборудованием, просто ужаснулись. Но благодаря Джамилю Алиеву, МАГАТЭ и нашему правительству за последние 5 лет эта сфера во многом преобразовалась.
Общая стоимость всех этих проектов оценивается в 2-3 млн. долларов, не выше, так как правительство страны также осуществляет их финансирование. В то же время МАГАТЭ оказывает содействие и в деле подготовки кадров. Дело в том, что единственным учреждением, которое занимается радиационными исследованиями в Азербайджане, является наш институт, соответственно кадры в этой области можно пересчитать по пальцам. В то время как сегодня в них нуждаются таможенные, пограничные, регулирующие органы. Таким образом, в настоящее время совместно с МАГАТЭ проводятся соответствующие курсы, переподготовка кадров. Каждый год для сотрудников нашего института при участии МАГАТЭ, США проводятся по шесть двухнедельных курсов, слушателями которых являются 20-25 человек. Издаются специальные учебники. Думаю, что в будущем через 5-6 лет в Азербайджане будут постоянно действовать специальные центры подготовки кадров на базе нашего института.
- Входит ли в планы правительства Азербайджана создание атомной электростанции при участии МАГАТЭ?
- Это очень важный вопрос. На основе точного, научно обоснованного анализа могу сказать, что на сегодняшний день это единственный выход. Даже если Азербайджан будет обладать 2 млрд. тонн нефти, создание атомной электростанции нам просто необходимо. Ведь ежегодно, начиная с 2007 года, нашей страной будет добываться 50-54 млн. тонн нефти. Думаю, что очень скоро, где-то через 5 или 6 лет, энергетикам будет невыгодно использовать нефть в получении электроэнергии – она превратится в чрезвычайно дорогое удовольствие. И если бы сегодня электроэнергия выдавалась населению по истинной цене, не думаю, что оно могло бы оплатить ее. Согласно статистике, с 2010 года добыча нефти в Азербайджане будет снижаться. Пик придется на 2011 год. Если после этого добыча будет продолжаться еще 5 лет, энергетический кризис в стране неминуем. Он грозит нам через 20-25 лет.
На днях в Минтопэнерго состоялось совещание на предмет выполнения Государственной программы по получению альтернативных источников энергии. Приоритетом в этих обсуждениях стало использование энергии ветра. Но это детская игрушка для большой энергетики. Энергия ветра или солнечная энергия не могут претендовать на роль большой энергетики. Представьте, что самая большая ветряная установка вырабатывает электроэнергию в 1 мегаватт. Это значит, что на покрытие нужд Азербайджана необходима выработка электроэнергии в 5 -6 тысяч мегаватт и соответственно 6 тысяч специальных установок высотой в 40 метров. И их следует установить по всему Азербайджану. При этом они должны постоянно работать. Но нигде в мире они постоянно не работают, так как их движение зависит от силы ветра. Да, в мировой практике предусматривается использование таких установок, но они выполняют роль энергосберегающей системы, при наличии двух других видов поступления энергии. Это значит, что сколько мы выработаем электроэнергии на использовании энергии ветра и солнца, столько же сэкономим на нефти и ядерных источниках. Нигде в мире энергетическую безопасность не базируют на ветряных или солнечных установках.
Что касается гидроэнергии, то в нашей стране ее источники крайне ограничены. Такие мощные электростанции, как Шамкирская, Мингячевирская, также не могут вырабатывать постоянную электроэнергию. Расчеты специалистов по запасам этих видов энергии не превышают 16-20%. Единственным выходом в этой связи является создание атомной электростанции. И это отнюдь не моя прихоть, а мировая потребность, ход истории. Это то, на чем можно строить систему энергетической безопасности. Многие страны сегодня готовы расширить свою ядерную промышленность. Сегодня 26% электроэнергии Германии вырабатывается на базе ядерных энергетических установок. Во Франции - 70%. Противники считают атомную электростанцию чрезвычайно опасной сферой и в качестве примера приводят Чернобыльскую АЭС. Но следует понимать, что это была ошибка системы управления Советского Союза. В Чернобыле был не ядерный, а технологический взрыв. Было три взрыва и все они произошли по причине несоблюдения технологического регламента.
Сегодня больше всего ядерных реакторов сосредоточено в Европе. В каждой стране Евросоюза работает 20-30 ядерных реакторов. Даже в самых маленьких городах Франции есть реакторы. Никаких взрывов, никаких аварий, потому что имеет место научно обоснованный, безопасный подход, который в направлении развития атомной энергетики всегда дает значительную отдачу. Ведь с ядерной энергией шутить нельзя.
- Но в этом случае возникает вопрос утилизации отходов?
- Многие страны не выполняют свои международные обязательства по ядерной безопасности. Согласно международным стандартам, страна, создающая реактор, должна обеспечивать его сырьем и утилизировать отходы. Между тем отходы ядерных установок - это ценнейший продукт, который даже ценнее исходного. В существующих сегодня низкотемпературных реакторах наибольший процент сгорания топлива 30-40%, остальное топливо сохраняется в качестве ценного. Уран-238, который составляет 90% этого топлива, остается неиспользованным, так как в таких реакторах обычно используют медленные нейтроны, которые не взаимодействуют с ураном-238. Уран-235 составляет 6% этого топлива от исходного при 40% горения. Если мы разработаем технологию, позволяющую использовать уран-238, то ядерных запасов хватило бы, согласно научным расчетам, на 700-800 лет. Ну а технологии известны. Быстрые реакторы, которые сегодня работают в Казахстане, долгие годы использовали как для выработки электроэнергии, так и опреснения морской воды. А также для получения из этого процесса плутония-232, 239, который является хорошим источником для другого вида реактора и ядерного оружия.
Т.е. отходы как таковые от ядерных процессов вырабатываются небольшие. Многие страны сегодня обладают технологиями их переработки, но они их скрывают. Благодаря этому от отходов отделяются ценные продукты, оставшиеся малые количества захороняются. Например, такое имело место во Франции, когда общественность ошибочно полагала, что власти сбрасывают ядерные отходы в море. Но это было бы неправильно. Французы строили под водой хранилища. И я считаю это чрезвычайно разумным подходом. ТВЭЛ (тепловыделяющий элемент-Авт.), который извлекается из реакторов, хранится около года под водой, в сырых хранилищах. Это наиболее безопасная система хранения. Думаю, что через 5-6 лет Франция будет использовать эти захоронения ядерных отходов в качестве их переработки и дальнейшего использования.
Выступая за развитие в Азербайджане ядерной энергетики, я подразумеваю запасы, безопасность, рентабельность, решение экологических проблем. Дело в том, что именно добыча нефти и ее переработка влечет за собой парниковый эффект, глобальное повышение температуры, загрязнение окружающей среды. Реальность такова - около 80% загрязнения окружающей среды приходится на долю нефтяной энергетики.
Так больше не может продолжаться. Очень скоро зеленая масса планеты не в состоянии будет перерабатывать столько продуктов горения, углекислых газов, сколько сбрасывается сегодня в результате использования нефтегазодобывающей промышленности. По всем параметрам, нет источников энергии, способных конкурировать с ядерными. Хочу ли я, чтобы в Азербайджане была создана атомная электростанция? Если честно, то нет. Потому что атомная энергетика не терпит неряшливости. Она может быть использована и не в мирных целях. Но другого выхода нет. Противники этого дела должны посетить регионы Азербайджана и посмотреть, как живут люди. Если бы потребности страны в электроэнергии полностью покрывались, люди не сидели бы в районах без света. В то же время по распоряжению президента, в стране строится множество модульных станций. Но все они работают на базе природного газа, нефти или мазута. А если Азербайджан через 20-25 лет утратит эти источники? К чему тогда нужны эти станции? Зачем на них тратить средства?
Таким образом, о строительстве атомной электростанции в Азербайджане следует задуматься уже сейчас. Потому что Азербайджан относится к категории стран, не имеющих опыта в этой области. Потом будет поздно. Уже сейчас необходима подготовка кадров. МАГАТЭ готово нам помочь в этом деле, а страны, у которых уже есть ядерные установки, - оказать содействие и в подготовке кадров.
- Вы обращались с конкретными предложениями по этому вопросу к правительству страны?
- Да. Было представлено технико-экономическое обоснование. Но быстро эта проблема не решается. Необходимы значительные капиталовложения. Один реактор стоит около 4 млрд. долларов. А теперь сопоставьте. В год одна 1000-мегаваттная электростанция, которые действуют в Азербайджане сейчас, потребляет от 2 до 6 млн. тонн нефти. Если ее продавать по рыночным ценам, то через 5 лет приобретение ядерного реактора полностью окупается. Между тем эту нефть сегодня потребляют и турбины, которые используются на наших тепловых электростанциях. При устаревшем оборудовании их КПД не превышает 37%, а может даже 26-25%. Скорее всего, они потребляют даже больше нефтепродуктов. Правительством все это, безусловно, осознается, но развитие ядерной промышленности - капиталоемкий процесс. И думаю, что он начнется в ближайшие годы. Но для этого нам первым делом необходимо обладать исследовательским ядерным реактором.
Рена Аббасова, 1news.az