Асим Моллазаде: «В Азербайджане тоже должна сформироваться двух-трехпартийная система»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии демократических реформ, депутатом Милли Меджлиса Асимом Моллазаде
- Асим бей, чем вы можете объяснить затишье в политической жизни страны и, прежде всего, в лагере оппозиции?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, скажу, что современность требует становления в стране сильной оппозиции, и, в целом, – политической системы. Азербайджан способен сделать все необходимое для того, чтобы такая система практически состоялась. В политической жизни существует обычай, по которому политические партии должны, пребывая в ожидании того времени, когда политическая система утрясется, решать свои «домашние» дела: удержаться на той социальной базе, которая позволяет им числиться политической силой и, конечно, быть способными защищать политические права этой социальной базы. Следует отметить, что столь желательные изменения увязываются с идущими в стране реформами. Создание сколько-нибудь устойчивой демократической партийной системы подразумевает, что в стране идет «усадка» экономической системы, «устраивается» быт социальных слоев. Сегодня страна все еще пребывает в периоде транзита и, к сожалению, большая часть действующих в стране политических менеджеров происходят либо из коммунистической системы, либо из боровшихся с ними фронтистов. Я думаю, должна быть смена поколений, чтобы создалась система из двух-трех партий. Довожу до вашего сведения, что и мы работаем в этом направлении.
- Из ваших слов я делаю вывод, что ваши речи перекликаются с пожеланиями некоторых представителей власть имущих. Они ведь тоже хотят, чтобы появилась, наконец-таки, новая оппозиция. Откуда же, по-вашему, должна явиться эта оппозиция? Из верхов, из низов или из недр наличествующей оппозиции?
- Она должна зародиться по желанию народа и опираться на народ, – и так будет. В этом процессе борьбы должны объединиться люди, обладающие чувством ответственности, сильные, дееспособные. Они и поведут эту борьбу за новую оппозиционную силу.
- Есть ли основания считать, что нынешнее бессилие оппозиции стало следствием того, что определенные круги на Западе, некоторые международные структуры отвернулись от нее?
- Я далек от мысли давать оценку чьей-то деятельности. Но в принципе я придерживаюсь той точки зрения, что силы, стремящиеся овладеть властью, должны опираться и на азербайджанский народ, полагаться и на его возможности. Не может быть экспортирована демократия или политическая система. Это занятие, коим следует заниматься азербайджанцам. Они сами обязаны формировать политические партии, политические системы.
- Может ли случиться так, что на фоне бессилия или даже исчезновения традиционной оппозиции их место займут другие опасные силы, к примеру, исламисты или те, кто связан с Россией?
- Я наблюдаю определенные попытки в этом направлении. Различные миссионерские исламские группы желают экспортировать в Азербайджан революцию и с этой целью имеют намерение эксплуатировать в свою пользу наличные социальные, экономические и моральные проблемы. Я полагаю, что подобный экспорт исламской революции не состоится. Никому из-за рубежа не удастся создать свою политическую систему.
- Вы сказали, что в Азербайджане в будущем сформируется западная партийно-политическая система из двух-трех реальных партий. Как скоро это случится, и какие из ныне существующих партий имею шанс уцелеть?
- Это зависит от развития общих процессов и от общих условий. Чтобы такая система состоялась, нужна воля и в то же время реализация актуальных реформ. Для формирования серьезных партий нужна, прежде всего, демократическая электоральная система, далее, потребна демократическая атмосфера гласности и прозрачности, – благоприятная среда, в которой партии окрепнут и разовьются в серьезные организации. Ныне этот процесс «пошел». Альтернативы ему нет.
- С какими конкретными предложениями выступит ваша Партия демократических реформ на осенней сессии Милли Меджлиса? Я имею в виду заявленные вами ориентиры, – разработку демократического законодательства в русле формирования демократической электоральной среды.
- Наша партия делала заявления в пользу развития означенных ценностей. Наличное законодательство «отдает» избирательный процесс в монополию правящей партии. Мы предлагали с целью коррекции ситуации запретить партиям участие в избирательном процессе в роли наблюдателей. Если представители политических партий управляют выборами, то логично предположить их сугубую заинтересованность в исходе голосования. Замечу, что ни в одной демократической среде такого не увидишь.
К. Гамидов, 1news.az