Расим Мусабеков: «Стратегическая линия Азербайджана - интеграция с евроатлантическими структурами»
Эксклюзивное интервью 1news.az с известным политологом Расимом Мусабековым
- В Азербайджане побывала представительная делегация Евросоюза, так называемая «тройка». Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений нашей страны с этой структурой?
- Отношения развиваются нормально. В той части, которая больше интересует Европу, я имею в виду энергетическую составляющую, практически проблем нет. Азербайджан полностью выполняет взятые на себя обязательства в этом направлении. А по другим направлениям пока прогресса не наблюдается по той элементарной причине, что мы пока не члены ЕС. Например, если взять Молдову, то она уже имеет зону свободной торговли с ЕС, в ближайшее время и Украина, которая на днях вступает в ВТО, также собирается подписать с ЕС такое соглашения, а у нас пока такого соглашения с этой структурой нет. Это и понятно: в отличие от этих стран Азербайджан еще не член ВТО. Но вместе с тем должен напомнить, что и наши соседи - Армения и Грузия как члены ВТО тоже движутся в этом направлении. То есть, хочу этим сказать, что Азербайджан в этом направлении должен усилить свою работу и не отставать от интеграционных процессов.
- В отношениях между Евросоюзом и Азербайджаном мы больше всего наблюдаем энергетическую составляющую. Насколько важен для ЕС Азербайджан как энергетический партнер?
- Конечно, во взаимоотношениях ЕС с Азербайджаном энергетика стоит на первом месте, на втором - вопрос коммуникаций, геополитика, и наконец, на последнем - вопрос демократизации.
Этот вопрос в последнее время актуализировался для Европы в свете ее взаимоотношений с исламским миром, поэтому она хочет видеть Азербайджан наряду с Турцией как страну, которая могла бы стать примером для других стран мусульманского Востока. В энергетической же сфере мы можем констатировать, что Азербайджан пока Европу не подводил, и в этом смысле ставить под сомнение надежность нашей страны в качестве партнера не приходится никому.
- Ваше отношение к проекту газопровода «Белый поток», который предложила провести через Азербайджан и Грузию в Европу премьер-министр Украины Юлия Тимошенко?
-Я считаю, что Азербайджану вообще нет необходимости участвовать в строительстве каких-то новых газопроводов. Азербайджанского газа вполне достаточно, для того чтобы заполнять трубопровод Баку-Эрзерум, да еще обеспечить газом другие региональные страны, например, Грузию, и используя старые трубопроводные сети, продавать газ России и Ирану. Поэтому особой необходимости участвовать в новых проектах и брать на себя в связи с этим какие-то дополнительные обязательства я не вижу.
- Возможно ли, что в будущем Азербайджан станет полноправным членом Евросоюза?
- Для самого Евросоюза этот вопрос, после того как он принял в свои ряды дополнительных 12 членов, пока еще не совсем ясен. ЕС не совсем определил для себя будущую конструкцию европейского дома. Поэтому мне кажется, что в ближайшие 10 лет ЕС будет заниматься более перестройкой и укреплением внутренних структур, чем подстраивать его дальше.
- Конкретно, какие шаги должен сделать Азербайджан, чтобы быть ближе к Европе?
- Если мы хотим принять европейские стандарты, чтобы понравиться кому-то, то это неправильно. Вот за такое примерное поведение ЕС выделяет странам, например, 30-40 миллионов евро помощи. Для Азербайджана с его растущими нефтяными доходами эта сумма абсолютно не является стимулом, в отличие от той же Молдовы, Армении или Грузии.
Однако если мы хотим принять европейские стандарты для дальнейшего прогресса и модернизации нашей страны, то, я думаю, мы должны быть в этом заинтересованы независимо от того, когда примут нас в Евросоюз.
- Многие эксперты как здесь, так и за рубежом считают, что путь в ЕС лежит через НАТО. Вы согласны с этим мнением?
- Это не совсем точный подход. Потому что та же самая Швеция, Финляндия, Австрия, Ирландия, будучи членами ЕС, не являются членами НАТО. Поэтому я этот момент не стал бы абсолютизировать. Однако последняя волна расширения ЕС показала, что интеграционные большие проекты предполагают и создание пространства политического и военного сотрудничества. А таким инструментом в Европе является как раз НАТО.
- Раз речь зашла о НАТО, как вы охарактеризуете отношения Азербайджана с этой структурой?
- Мы с вами видим, что единственная в современном мире эффективная военно-политическая организация, которая действительно может обеспечить коллективную безопасность – это НАТО. В этом смысле для Азербайджана очень важно развивать свои отношения с этой структурой. Болгария, например, когда была членом Варшавского договора, держала стотысячную армию, а сейчас численность ее ВС составляет всего 30 тысяч и чувствует она себя абсолютно безопасно. Я хочу сказать, что Азербайджану также необходимо ради сохранения своей безопасности наращивать отношения с этой структурой.
Второй важный момент – натовские стандарты в отношении вооруженных сил. Наконец, самое последнее преимущество сотрудничества с НАТО в том, что наш единственный стратегический партнер Турция также является членом этого альянса. И если мы хотим в будущем быть вместе с Турцией в едином оборонительном пространстве, то путь к этому лежит через НАТО.
- Недавно президент России Владимир Путин заявил, что перед тем как наши соседи пожелают вступить в НАТО, они должны учитывать и интересы России. Учитывает ли интересы России Азербайджан, сотрудничая с НАТО?
- Конечно, Азербайджан должен всегда учитывать интересы своих соседей. Но давайте посмотрим, а разве Россия учитывает наши интересы как соседа, помогая Армении, с которой у нее нет даже общих границ. Поэтому и Азербайджан, да и Грузия, которая находится в этом положении, будут пытаться находить решение своих проблем исходя из своих национальных интересов. Потому что в определенной степени в этом виновата сама Россия. Если бы она проводила конструктивную линию на разрешение конфликтов в регионе в рамках международного права, то я не исключил бы, что кавказские государства могли проводить другую политику. Но Россия им не оставляет выбора.
- Но НАТО и Евросоюз также не помогают Азербайджану в решении карабахской проблемы?
- Для того чтобы и НАТО, и Евросоюз помогали нам в этом вопросе, надо соответствовать тем критериям, чтобы они считали нас за своих. Пока мы этим критериям не отвечаем.
- Какова должна быть стратегическая линия Азербайджана?
- Стратегическая линия Азербайджана - интеграция в евроатлантические структуры. У нас нет другого выбора. Потому что Россия не может нам предложить свою альтернативу, иранская альтернатива для нас абсолютно неприемлема, а жить в одиночку в этом мире практически невозможно. Поэтому мы должны двигаться в сторону Европы.
Правда, мы пока медленно двигаемся в этом направлении, но все-таки движемся. Просто нам надо перед собой поставить цель и мы обязательно добьемся успеха. Тем скорее мы выразим свое стратегическое видение, а по концепции национальной безопасности, которую подписал глава государства, он четко указал, что наша цель - евроатлантический вектор, и мы должны следовать по этому пути.
Эмин Расулов, 1news.az