Ассиметричный ответ Западу
Весть о том, что Россия и Алжир не станут продлевать истекший срок действия заключенного сторонами ранее меморандума о сотрудничестве, была воспринята в Евросоюзе с облегчением. Ведь помимо всего прочего, в этом документе предусматривалось сотрудничество в газовой сфере двух государств – важнейших поставщиков это углеводородного сырья на рынки европейских стран.
Но благодушное настроение европейцев длилось недолго и вскоре поменялось на тревожные ожидания. Причиной тому послужило заявление, сделанное министром энергетики Алжира Шакибом Халилом не так давно. В нем говорится о том, что на предстоящей в начале лета встрече в Москве представителей стран-экспортеров газа главным вопросом станет обсуждение создания организации наподобие нефтяной ОПЕК. Он также добавил, что идея создания некой ассоциации, способной регулировать цены на газовом рынке, активно обсуждаются с Россией, Ираном и Катаром.
Остается только заметить, что каждая из указанных выше стран по разведанным на сегодняшний день запасам природного газа в состоянии обеспечить растущие потребности европейского рынка в этом виде углеводородного сырья в долгосрочной перспективе. Действительно, 57% всех доказанных мировых запасов природного газа сосредоточены в России, Иране и Катаре.
И в случае, если руководители этих государств примут политическое решение о необходимости создания организации, подобной ОПЕК, энергозависимые страны столкнутся с организованной и эффективной силой, способной определять мировые цены на природный газ.
Создание «газовой ОПЕК» трудноосуществимая без участия России задача, потому что она одна располагает 32% разведанных запасов природного газа в мире. Поэтому с предложением о такого рода сотрудничестве с ней выступил еще год назад духовный лидер Ирана Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета безопасности РФ И.Ивановым в Тегеране.
Эту идею сразу подержали эмир Катара и президент Венесуэлы. Президент В.Путин впоследствии назвал это предложение интересным и что над ним стоит подумать. Американский конгресс отреагировал на эти консультации принятием специальной резолюции, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как угрозу национальной безопасности США. Тем самым был дан «зеленый свет» мерам, направленным на противодействие образованию такой организации.
В последнее время в условиях обострившейся борьбы за энергоресурсы в Москве стали предприниматься шаги по объединению производителей и транзитеров газа в рамках СНГ. Идея эта не нова, еще в 2002 году во время визита президента Туркменистана С.Ниязова в Москву В.Путин предложил среднеазиатским странам объединиться с Россией и создать «евразийский газовый альянс».
Тогда Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в сумме контролировали бы до 50% разведанных в мире запасов природного газа. Если к ним добавить возможности транзитных систем транспортировки газа Украины и Белоруссии, то альянс мог в перспективе контролировать поставки до 50% потребляемого странами-членами Евросоюза этого углеводородного сырья. Но даже в отсутствии такого альянса налицо хорошо скоординированная со своими центрально-азиатскими партнерами политика России в области добычи, строительства трубопроводов, тарифов на транспортировку и ценовой политики на поставляемый газ. Отчетливо это на себе почувствовала Украина, которой недвусмысленно предлагают стать важным энергетическим узлом для Евросоюза, но при этом оставаться членом ЕврАзЭС или Единого экономического пространства и иметь низкие цены на энергоносители, либо идти в НАТО и пользоваться благами этой организации по европейским ценам при нищенской зарплате населения.
Не исключено, что в ответ на возможное положительное решение стран-членов НАТО о принятии Грузии и Украины в эту организацию реакцией России станет согласие на создание «газовой ОПЕК», и это может не одна Россия, а весь вышеупомянутый «евразийский альянс», что только упрочит его позиции во вновь создаваемой организации. Это станет «ассиметричным ответом» Западу.
Но он может привести к очередному витку противостояния в нашем регионе, что невыгодно Азербайджану. Кроме того, могут быть пересмотрены схемы транспортировки энергоресурсов и отпасть необходимость в реализации многих проектов. Возможности сил США и НАТО в нанесении превентивного удара и неспособности контролировать обстановку после него привнесут только нестабильность в нашем и без того непростом регионе.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции