Низами Джафаров: «Азербайджан и Турция имеют важнейшие функции по консолидации тюркского мира»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем постоянной комиссии Милли Меджлиса по культуре Низами Джафаровым
- 21-22 февраля в Анталье прошло I заседание Межпарламентского совета тюркоязычных государств, в котором приняла участие делегация Милли меджлиса Азербайджана во главе с первым заместителем председателя ММ Зияфетом Аскеровым.
- Данное мероприятие может считаться первым шагом к созданию в будущем парламентской ассамблеи тюркоязычных государств. Речь идет о предварительных консультациях с этой целью. Хотя, насколько мне известно, в заседании участвовали парламентарии не всех тюркоязычных государств, создание такого координационного органа, каким является совет, имеет важное значение с точки зрения создания ассамблеи. Было важно начать диалог между парламентариями. Кроме того, насколько мне известно, планируется провести встречу руководителей парламентов тюркоязычных государств.
- Известны ли сроки и место этой встречи?
- Скорее всего, она пройдет также в Турции. Все это показывает, что для создания ПАТГ уже идет реальная работа. Правда, на нынешней стадии ожидать принятия каких-то конкретных решений рано, но организационная база для будущего закладывается. Как известно, первый шаг всегда важен.
- Вы член группы азербайджано-турецкой межпарламентской дружбы в Милли меджлисе, один из основных инициаторов создания парламентской ассамблеи тюркоязычных государств. Почему же вас не было среди участников этого заседания?
- Этот вопрос в компетенции руководства Милли Меджлиса. Главное, в нашем парламенте есть ревностные сторонники создания тесных дружественных отношений с парламентами тюркоязычных государств и поднятия этого сотрудничества на уровень создания межпарламентской ассамблеи.
- Какая еще работа проводится в рамках выполнения решений недавно проведенного в Баку очередного съезда дружбы и братства тюркских государств и общин?
- На этом съезде были приняты решения о формировании единого экономического пространства, расширении торговых связей, налаживании регулярных встреч на самых различных уровнях, включая и высший, а также создании общего телевидения, организации совместных исторических, литературоведческих, лингвистических исследований, создании общего языка, разработке общих школьных учебников и учебных программ, проведении музыкальных конкурсов «Турковидение», проведении совместной деятельности в области кино, музейного и библиотечного дела, активизации деятельности «ТуркСОЙ» и пр. Эти вопросы были в повестке дня и предыдущих съездов. Однако решения всех этих съездов носят сугубо рекомендательный характер, стремление к общности, к интеграции, восприятие проблем братских народов как своих собственных должно быть заложено в нас самих. Отмечу, что армянский вопрос требует подхода не в рамках одного лишь карабахского конфликта, а в куда более широком контексте. Кроме того, большинство тюркоязычных государств обрели независимость совсем недавно, и это вызывает преувеличенное самомнение. Всем народам, только что ставшим независимыми, свойственно своего рода головокружение от непривычной свободы, жажда вдохнуть ее полной грудью, и это очень естественно. Но со временем они начинают понимать важность и необходимость сотрудничества с другими государствами.
- У нас, когда заходит речь о тюркском единстве, как правило, подразумеваются отношения с Турцией, а о среднеазиатских государствах не вспоминают. Почему? Достаточны ли предпринимаемые шаги к консолидации среднеазиатских народов и государств?
- Дело в том, что между нами и Средней Азией всегда существовали определенные барьеры. Это связано как с известной географической удаленностью, и с большими языковыми различиями, и с некоторыми другими обстоятельствами. Понятно, что все это должно преодолеваться путем общения, взаимных поездок. Вот, скажем, президент Азербайджана первые свои зарубежные визиты совершил в Казахстан и Узбекистан. Вследствие этого мы получили редкую возможность понаблюдать на экранах, как президенты этих стран говорят на своих родных языках. Я хочу на этом примере пояснить необходимость такого рода контактов, общения, а абстрактными рассуждениями отношения наладить нельзя. С другой стороны, сегодня на пространстве Туркестана сталкиваются крупные стратегические интересы.
Например, в Кыргызстане сегодня присутствуют военнослужащие и США, и России. Китай имеет важнейшие стратегические интересы в Центральной Азии. В таких условиях естественно, что политика республик этого региона не отличается достаточной устойчивостью, и наряду с этим, возникают трудности на пути налаживания и расширения связей с регионом. Тем не менее Азербайджан и Турция имеют важнейшие функции по консолидации тюркского мира, и ответственность за это ложится только на нас.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az