И все-таки она дорожает…
Продолжающееся падение курса доллара США, совершившее на прошлой неделе «крутое пике» по отношению к европейской валюте евро, вынуждает инвесторов и биржевых спекулянтов искать новые инструменты для вложения финансовых средств.
Выходящие статистические данные, свидетельствующие о негативных тенденциях в экономике США, и тревожные ожидания, связанные с возможностью продолжения Федеральной резервной системой политики, направленной на снижение учетных ставок, только усугубляют ситуацию на торговых площадках мира. Помимо бьющих рекорды цен на сырую нефть, золото, серебро, платину и прочие металлы, взоры инвесторов всё больше обращаются к продовольственным товарам. Этот рынок, на их взгляд, имеет серьезный потенциал роста.
Как следствие, цены на продовольственную пшеницу сначала в Чикаго, а затем и на товарной бирже в Миннеаполисе подскочили до рекордной для США отметки в $ 460 за тонну (в пересчете с американской единицы измерения – бушель). Вряд ли стоит упоминать о том, какую роль играют цены на пшеницу на мировом рынке сельхозпродукции, и какую цепочку в изменении сложившихся пропорций цен на продовольствие они могут повлечь за собой.
И это, похоже, только начало! Достаточно сказать, что если такие цены будут сохраняться в течение года, то ни отмена таможенных пошлин или налоговые льготы для импортеров пшеницы в нашу республику не смогут компенсировать такой бурный их рост. И правительство Азербайджана может вновь столкнуться с проблемой роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия, подобной прошлогодней. Уповать на то, что предпринятые финансовые меры для стимулирования сельхозпроизводителей решат все вопросы, ожидать не стоит. Борьба с бедностью, демографический рост и все увеличивающие доходы граждан приносят свои плоды. Они создают устойчивый рост спроса на продовольственном рынке, который не обеспечивается местными сельхозпроизводителями. Да и способы ведения хозяйствования у последних довольно архаичны и во многом еще зависят от различных факторов, в том числе и погодных. Поэтому строить прогнозы по поводу того, каков будет собственный урожай зерновых и сколько понадобиться импортировать – вещь достаточно неблагодарная.
Тем более что у наших ближайших соседей и торговых партнеров ситуация на продовольственном рынке неоднозначная. Вначале Россия, а теперь уже и Казахстан увеличили размер экспортных пошлин на вывоз из страны пшеницы. Эти меры помогли стабилизировать внутренние цены на хлеб. Но объемы продаж зерна в этих государствах сократились. У биржевых аналитиков складывается впечатление, что его придерживают умышленно в ожидании того, что мировые цены по весне рванут вверх, и экспорт пшеницы вновь станет приносить прибыль.
Не лучшим образом обстоят дела и с масленичными культурами. Украина, являющаяся вторым после аргентины, крупным экспортёром подсолнечного масла и семян подсолнуха ввела квотирование на их вывоз из страны сроком до 1 июля 2008 года. Это было сделано в интересах внутреннего рынка и в связи с прошлогодним неурожаем.
Оборотной стороной рост цен на энергоносители стало сокращение запасов продовольствия в мире, которое находится на самой низкой отметке начиная с 1971 года. Если еще при цене $35-45 за баррель нефти возможность массового использования этанола мало кто воспринимал всерьез, то при нынешних $100 началась переориентация посевных площадей под культуры, идущие на выработку биотоплива. Рост цен на продовольствие приведет к тому, что занятие сельским хозяйством станет прибыльным делом и повлечет за собой отмену его субсидирования в наиболее развитых странах. Если в ближайшие годы рост экономики таких гигантов, как Китай и Индия будет продолжаться нынешними темпами, то это неизбежно приведет к увеличению цен на продовольствие. В мире будет складываться новые пропорции, когда цены на энергоносители вырастут, скажем, до $100-120 за баррель, а на пшеницу - до $500 за тонну. Это приведет к переосмыслению ожиданий от нефтяных доходов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Чингиз Велиев, 1news.az