Рауф Раджабов: «Модест Колеров – один из ведущих актёров Московского театра геополитических интриг»
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем Информационно-аналитического агентства «3rd View», экспертом-аналитиком Рауфом Раджабовым
- Рауф муаллим, недавно на нашем сайте было опубликовано интервью с российским политологом, экс-главой управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Президентской администрации Российской Федерации Модестом Колеровым. Ряд его высказываний носил спорный характер и хотелось бы определить, насколько они соответствуют азербайджанским реалиям. Например, по мнению Колерова, основная масса 150-175 тысяч этнических русских в Азербайджане – это «лица пенсионного или предпенсионного возраста». Он считает, что русские в Азербайджане - «уходящая натура»…
- На мой взгляд, неверно называть русских в Азербайджане «уходящей натурой». Этого не произошло в годы правления «фронтовиков», и тем более нет причин для гипотетического «беспокойства» сегодня, когда президент Ильхам Алиев проводит в стране взвешенную национальную политику, направленную на укрепление доверия и уважения между представителями различных наций, народов и конфессий. Подобного рода высказывания Колерова напоминают комментарии многочисленных «устаревших» кремлевских политтехнологов, что, дескать, основная масса сторонников КПРФ – это «лица пенсионного или предпенсионного возраста». Видимо, со времен ельцинского режима вышеобозначенных лиц лишили всех гражданских и политических свобод и прав. Кстати, на днях в одной из деревень Тульской области жителям села отключили свет лишь потому, что они на президентских выборах 2 марта 2008 года голосовали не за «британскую королеву» Медведева, а за Зюганова. Интересно, не с легкой ли руки «колеровых» это было осуществлено? На мой взгляд, в самой России данная категория граждан Российской Федерации (РФ) является не то что уходящей, а брошенной на откровенное вымирание. По мнению московских и питерских политтехнологов будущее России – это представители ультрареакционных «Молодой гвардии», «Наши», скинхедов и родившихся в результате просмотра эротических передач и программ, участия в шоу-концертах, иными словами – «дети порнокультуры». В Азербайджане тысячи представителей молодого поколения этнических русских успешны и востребованы азербайджанским обществом. И самое главное – их жизни не угрожают ни детская смертность, проституция, наркомания, пьянка, ни СПИД, ни «антитеррористическая операция» по всему Северному Кавказу.
- М. Колеров, говоря о выстраивании отношений с Азербайджаном, заявил, что «наличие или отсутствие русских в стране не облегчает и не усложняет отношения этой страны с Россией». Согласны ли вы с ним?
- Конечно, нет! Наличие, к примеру, еврейской, китайской, японской и т.д. диаспоры для Китая, США, Японии, Израиля и т.д. представляет важный потенциал, который благотворно влияет на выстраивание взаимовыгодных и равноправных отношений между странами. Вероятно, данная аксиома для российской политики на Кавказе (и не только) не представляет никакой ценности. Тогда возникает вопрос: как в таком случае рассматривать закон РФ «О соотечественниках»? Или это было сделано, так, для отвода глаз? Колеров осознанно акцентирует внимание азербайджанской общественности на «сотнях тысяч азербайджанцев, живущих и работающих в России. Он утверждает, что «70% доходной части бюджетов сельских семей в Азербайджане формируются за счет переводов тех, кто работает за границей, а не за счет доходов от земли или заработков в бакинской нефтепромышленности».
Могу заметить следующее: российские власти в прошлом году в законодательном порядке сделали все возможное, чтобы убрать с рынков России именно азербайджанцев. Как показали дальнейшие события, массового возвращения в Баку «блудных сыновей» не последовало, а самое главное – вся эта шумиха расставила все точки над «i»: большинство азербайджанцев, живущих России – это граждане самой России.
- Насколько, по-вашему, тезис Колерова о том, что якобы в Баку «любят говорить о высоком уровне связанности экономик России и Армении – связанности большей, чем это есть в случае с Азербайджаном», соответствует истине?
- Этот тезис в корне неверен! Москва несколько лет тому назад получила от Армении в зачет долга практически все лакомые кусочки армянской экономики, но до 1 марта текущего года руководство РФ не торопилось вкладывать в их развитие «окрепший» рубль. Недавние события в Ереване создали эти условия. Нелегитимность Сержа Саркисяна на посту президента Республики Армении (РА) позволяет Москве без особого страха перед Западом выкупить всю оставшуюся госсобственность РА, и тем самым полностью контролировать свой форпост на Южном Кавказе.
По заявлениям российских официальных лиц, в нашей стране функционируют примерно 400 совместных азербайджано-российских предприятия. Хотя эксперты и аналитики знают, что это далеко не соответствует действительности. Их не более двадцати. С 1 января 2007 года Азербайджан не по своей инициативе обоснованно перестал закупать российский газ. Баку – экспортеру нефти и газа, негоже покупать голубое топливо по «политизированной цене» в 235 долларов за тысячу кубометров. По этой причине азербайджано-российские отношения практически лишены энергетического сегмента. Товарооборот двух стран не превышает и 1 млрд. долларов, хотя российские чиновники надеются в текущем году довести его до 1,5 млрд. Вопрос лишь в том, за счет чего?
Сегодня уже можно твердо заявить о том, что азербайджано-российские отношения нужно выстраивать на более прочной основе, а не на мыльных пузырях. Возвращаясь к газу, отмечу: такой «привкус» во взаимоотношениях двух стран все же присутствует. Дело в том, что Баку в прошлом году «не позволил» Кремлю создать глубокий энергетический кризис в Грузии, а в текущем - в Украине. Хотя вся битва за Украину еще впереди. Данный фактор наряду с будущим Габалинской РЛС, а также укрепление ГУА(М) и стремление Украины и Грузии войти в НАТО, а также контуры проекта NABUCCO и являются основными проблемными темами общей повестки дня. А если к этому добавить стремление Москвы продавить свой геополитический проект «Север-Юг» и взять Баку в тиски между радикальным Ираном и «либерально имперской» Россией, то констатируем: наш регион для Кремля - театр геополитических интриг. Надо признать, что между Баку и Москвой стартовал 2-й раунд «энергетической войны». Первый раунд Азербайджан выиграл, т.к. стратегический проект Баку-Тбилиси-Джейхан реализуется. По сути, борьба идет за разработку, добычу, транспортировку и поставкам энергоресурсов каспийского бассейна и Центральной Азии на мировые рынки и выбора вектора развития, как Азербайджана, так и южно-кавказского и центрально-азиатского регионов на долгосрочную перспективу. В этой связи вполне объяснимо желание России держать Азербайджан в подвешенном состоянии. Речь идет и о «карабахском треугольнике», и размещении войск специального назначения РФ (горных бригад) на азербайджано-российском и грузино-российском участках государственной границы. Но... Как ни старается Кремль, проект NABUCCO все же остается в повестке дня. Туркменистан и его соседи прагматично желают диверсифицировать поставки своих энергоресурсов на мировые рынки.
- Являющийся, по мнению многих аналитиков, российским политтехнологом «намба ван», Колеров заявил, что «время политтехнологов, даже тех, кто считает себя лучшими, в России давно прошло».
- Простите, но Колеров попросту лукавит. Он, как и Глеб Павловский, Сергей Марков, Вячеслав Никонов и в известной степени Владимир Жириновский, ведущие актеры указанного мною выше Московского театра геополитических интриганов. Следует заметить, что в последние годы Кремль вплотную занялся формированием общественно-политической группы поддержки в Азербайджане с участием пророссийских партий, НПО и СМИ. Хотя надо заметить, что участники этих горе-структур больше блефуют, нежели представляют авторитетные слои азербайджанского общества, так как объединяют только одиозных и отверженных. К сожалению, правящая элита России не заинтересована в налаживании двухсторонних равнопрочных взаимоотношений с Азербайджаном. Москва лишь старается «затащить» Баку в свою «геополитическую сеть».
- Как вы можете прокомментировать военную составляющую упомянутого интервью?
- Колеров считает, что «любые разговоры о «заговорах» или «тайных планах» России начала 1990-х годов просто смешны. Более того, он прозрачно предупреждает: «любой, кто их заводит, должен лишь раз подумать: а стоит ли». Еще как стоит! Я не буду затрагивать очень чувствительную для сердца каждого азербайджанца Ходжалинскую трагедию. Упомяну лишь один любопытный факт: во время повторной оккупации Кельбаджара в феврале 1994 года Вооруженными силами Армении участвовали и российские армейские подразделения. Вот почему военная база в Гюмри далеко небезобидная реальность. Какие ценности и приоритеты предлагают хозяева Кремля в сравнении с тем историко-культурным потенциалом, которым всегда владели народы Кавказа? Ведь именно сохранение культурных различий и является основой культурного многообразия. Очевидно, что Азербайджан, другие регионы Кавказа и Россия имеют много общего, но, вместе с тем, наши культурные различия сохраняются в различных масштабах и на различных уровнях. Ведь у нас разная история и разные приоритеты. Однообразие нынешней ситуации в том, что Россия по-прежнему смотрит на Кавказ, как на сферу своих и только своих интересов, и что она, и только она знает, как нам (кавказцам) правильно жить и работать, материализуя её интересы и ценности.
- Но ведь на дворе XXI век и практически все бывшие метрополии давно пересмотрели и оздоровили свою внешнюю политику…
Безусловно, рано или поздно представителям православной цивилизации придется отказаться от роли учителя и вступить в равноправный диалог с представителями исламской, конфуцианской и буддийской цивилизаций. Наше совместное участие в развитии региональной цивилизации способно помочь нам лучше понять друг друга, и предоставить каждому из нас возможность правильно оценить происходящие процессы на Кавказе и в мире в целом. Вне всякого сомнения, лишь вместе мы можем правильно определить ориентиры и пути развития наших народов, что будет способствовать укреплению национальной и региональной безопасности. В свою очередь, это приведет к усилению безопасности всего евразийского континента. Считаю уместным привести слова великого сына индийского народа Махатма Ганди: «Я не хочу, чтобы мой дом со всех сторон окружал забор, и чтобы мои окна были закрыты. Я хочу, чтобы ветры культуры из всех стран овевали мой дом настолько свободно, насколько это возможно. Однако я отказываюсь, чтобы ветры культуры сбивали меня с ног!»
Мурад Алибеков