История одного предательства /Часть 5/
В Ереване уже под предводительством комитета «Карабах» вовсю нагнетались страсти вокруг этой проблемы. Там, на театральной площади, собирались миллионные митинги, призывающие центральные власти СССР волевым решением отдать Карабах под юрисдикцию Армении.
Факт, доселе не имевший места в Советском Союзе. А лидер страны пудрил мозги гражданам такими понятиями, как «новое мышление», «ускорение», «перестройка и гласность», «недоработки в межнациональных отношениях», «консенсус и компромисс» и тому подобной болтовней.
В это же время, 22 февраля 1988 г., в Аскеране произошло столкновение азербайджанского и армянского населения, принявшее форму массовых беспорядков и имевшее трагические последствия (2 человека были убиты, 19 ранены). Еще большему размаху трагедии помешала азербайджанка, Герой Соцтруда Х.Аббасова, бросившая свой головной платок под ноги разъяренной толпы из Агдама. Никто из азербайджанцев не осмелился перешагнуть через этот платок. Но в это же время в Ереване на митингах член-корреспондент АН Армении Р.Казарян взывал на весь мир: «Впервые за десятилетия нам предоставлена возможность очистить Армению». Ему вторил другой академик АН Армении - Амбарцумян: «Армения без тюрок, т.е. без азербайджанцев».
После Аскеранской трагедии в течение нескольких дней из Ханкенди и других районов области более 3 тыс. азербайджанцев выехали в районы республики с преобладающим азербайджанским населением. А в Ханкенди была объявлена забастовка на промышленных и транспортных предприятиях, которая продолжалась до 2 марта. Руководство дальнейшей борьбой за присоединение к Армении взяла на себя так называемая инициативная группа в количестве 15 человек, которая все свои действия координировала с комитетом «Карабах» в Армении. В ночь на 2 марта было объявлено о создании «Комитета за воссоединение НКАО с Армянской ССР». В него вошли 55 человек, где подавляющее большинство составляли коммунисты, депутаты областного и городского Советов народных депутатов.
Думаю, что здесь ничего удивительного нет, потому что высочайшее соизволение со стороны М.Горбачева уже было получено. Из Еревана Герой Соцтруда, писатель С.Ханзадян, угрожая ему, писал: «Не будет Карабаха, не надо нам никакой перестройки». Наверное, испугался генсек за свою перестройку. Угроза возымела поразительное влияние на М.Горбачева. 24 февраля, по протекции своего друга и идеолога А.Яковлева, он в Кремле принимает поэтессу С.Капутикян и писателя З.Балаяна. По словам А.Яковлева (к его роли в этих событиях мы еще вернемся), беседа произвела на Горбачева впечатление, позволила впервые вникнуть в проблему «Арцаха» (по версии армян, древнее название Нагорного Карабаха), и он отнесся к ней сочувственно. По прибытии в Армению С.Капутикян по армянскому телевидению поделилась своими впечатлениями о встрече с Горбачевым: «Беседа длилась около четырех часов». Заметив, что мы часто повторяем слова «Нагорный Карабах», товарищ Горбачев сказал: «По-моему, это слово означает «Арцах». Вот это настоящий «дуплет»! Может, блефует С.Капутикян? Но тогда как понять слова М.Горбачева, произнесенные на заседании Политбюро ЦК КПСС 29 февраля 1988 г: «В Карабахе произошла стычка азербайджанцев с армянами, двое азербайджанцев погибло. По Еревану пошли листовки –«Кончайте, армяне, митинговать, беритесь за оружие и давите турок». Был выстрел с дальнего расстояния по штабу Советской армии. Но я должен сказать, что даже тогда, когда на улицах Еревана было полмиллиона людей, дисциплина у армян была высокой. Оказывается, секретарь Степанакертского горкома за 14 лет ни разу не был в Армении, хотя Нагорный Карабах это ведь армянская автономия.
Даже дороги, ведущие в Армению, забросили. Это сознательно делалось. Передачи турецкого телевидения принимаются в Нагорном Карабахе, ереванского нет. А это ведь задевает чувства людей. Вчера беседовал с Вазгеном (католикос, «прославившийся» своим воззванием ко всем армянам). Он сказал, что есть реальные проблемы, что события, возникли не на пустом месте. При этом он сослался на один пример из своего опыта. Вот, говорит он, был я в Баку на приеме у Г.Алиева. В Баку есть армянская церковь. В этом городе живет около 200 тыс. армян. Вазген просил в церкви молебен отслужить, но вот уже 12 лет ждет приглашения, но так его и не получил. Нежелательная он фигура, не хотят, чтобы он там появлялся. А это все наслаивается на чувства, подогревает их. За десятилетия в автономной области накопилось немало трудностей и проблем. И азербайджанское руководство относилось к населению Карабаха далеко не в духе ленинского подхода, а иногда не по-человечески». Более чем странное заявление из уст руководителя государства.
Вместо того, чтобы принять жесткие меры и наказать тех, кто призывал всех армян вооружиться для истребления азербайджанцев и стрелял по штабу армии, сей интриган занимается завуалированной пропагандой армян не где-то на острове Борнео, а в святая святых (в то время) - Политбюро ЦК КПСС. Дескать, какие дисциплинированные армяне, какие они обиженные судьбой, и как Г.Алиев не допускает подстрекателя Вазгена до армянской церкви в Баку, чтобы он пропагандировал среди азербайджанских армян свою смрадную философию об исключительности армянского этноса. Как Г.Алиев противостоял призывам Вазгена, провоцирующим межнациональные распри. Разглагольствуя столь проникновенно о «многострадальных» армянах, сам-то М.Горбачев хоть раз поинтересовался проблемами двухсот тысяч азербайджанцев, проживающих в Армении? Какими ленинскими принципами руководствовался этот «верный» ленинец, когда с помощью вооруженных до зубов сил расправлялся с мирными жителями страны в разных столицах союзных республик якобы в целях сохранения целостности государства? Но почему-то такие «ленинские принципы» он не захотел блюсти против армянских националистов и сепаратистов, чьи действия по-настоящему грозили единству страны, чему в конечном итоге все мы стали свидетелями. А пока верный своему ханжескому характеру генсек ЦК КПСС направляет двух политических «тяжеловесов»-антагонистов Лигачева и Яковлева в Баку и Ереван для разруливания критической ситуации. Член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Е.Лигачев, опираясь на Конституцию СССР, заявляет в Баку о недопустимости нарушения существующих границ. В то же время другой член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Яковлев, тоже апеллируя к Конституции СССР, заявляет о праве наций на самоопределение и называет сепаратизм Степанакерта «народно-освободительным движением».
После встречи Капутикян и Балаяна с Горбачевым, а также заявлений Лигачева и Яковлева митинги в Степанакерте и Ереване проходили под лозунгом: «Ленин-партия-Горбачев. Гитлер-Сталин-Лигачев». Понятно, что Лигачев стал ненавистен армянам за свои слова, произнесенные в Баку. Но Сталин с Гитлером-то при чем? Наверное, при том, что первый по наущению А.Микояна в массовом порядке депортировал азербайджанцев и турок-месхетинцев из родных земель в Армении и Джавахетии (вот она, настоящая армянская «благодарность»), тем самым освобождая земли для армян. А Гитлер, наверное, при том, что во время второй мировой войны, привлекая в свои карательные зондеркоманды армян (под предводительством армянского генерала Дро), невольно поспособствовал разоблачению сущности армянского фашизма. Именно в это время в Ереване молодой армянский парень, арестованный по подозрению в убийстве старика-азербайджанца, на вопрос бывшего члена республиканского оргкомитета по НКАО от Армянской ССР В.Кондратьева: «Зачем тебе понадобилось это делать?», не без гордости, коротко и ясно ответил вопросом: «Неужели не понятно, что турок следует уничтожать как врагов нашего народа?».
Этому молодому парню было от силы 18-20 лет. Вот какие идеи вдалбливали в головы своих соплеменников Капутикяны, Балаяны, Казаряны, Амбарцумяны, а также Вазген II, который в течение 12 лет так и не дождался приглашения от Г.Алиева (история доказала его прозорливость в этом вопросе), для служения молебна в армянской церкви в Баку. Но все это еще было началом большой политической игры, в которой очень многие персоны и группы имели свои часто переплетающиеся интересы. А за все эти грязные игры, по замыслу участников, должны были поплатиться Азербайджан и азербайджанский народ своими территориями и человеческими жизнями. Для этого же нужна была новая провокация, которая и грянула в виде сумгайытских событий, что позволило М.Горбачеву сменить руководство, как в Армении, так и в Азербайджане. Многие исследователи, почему-то говоря о сумгайытских событиях, отмечают заинтересованность в этой провокации только армян, при этом забывая Горбачева. Они были больше на руку ему, чтобы назначить на пост первого секретаря ЦК Азербайджана человека со стороны, не разбирающегося в происходящих в стране сложных политических хитросплетениях, а самое главное - лишенного всякого чувства уважения к собственному народу, политического бездаря А.Везирова. А для этого кровавая политическая комбинация предварительно была разработана Горбачевым, армянами и их сторонниками, где роли уже заранее были распределены. Как было уже отмечено, первыми беженцами были азербайджанцы из Кафана. Информация о творящемся в Армении беззаконии блокировалась, по запрету Москвы не решились разместить беженцев в НКАО и Баку, и основная часть их была размещена в Сумгайыте. Безответственное поведение властей сделало положение бездомных, безработных людей настоящим кошмаром. Таким образом, беженцы из Армении в Сумгайыте превращались в трудно управляемую взрывоопасную массу. На это рассчитывали М.Горбачев и армяне. Сумгайытские события - хорошо спланированная провокация, чтобы обвинить в вандализме азербайджанцев и начать беспрецедентное по масштабу с помощью неизвестно откуда взявшегося оружия изгнание азербайджанцев из Армении и Карабаха, и все это - в советское время.
Вспомните слова Г.Старовойтовой: «Мы заставим их стрелять в нас». Трудно представить, чтобы в СССР вдруг появилось оружие у простых граждан в короткий срок, да еще в таком большом количестве. Удивляет и тот факт, что на это так оперативно среагировали средства массовой информации. При советской власти все аккредитованные иностранные журналисты находились в Москве, а во время сумгайытских событий они как по мановению волшебной палочки оказались в Сумгайыте, и на следующий день все иностранные телекомпании начали вещать о так называемых зверствах. Может быть, и были эти зверства. Но кто провоцировал и возглавлял их? Банду погромщиков возглавлял армянин «Паша» - досконально владеющий азербайджанским языком (осужденный на 13 лет в Ставрополе). Еще одним провокатором являлся сумгайытский рабочий-уголовник Э.Григорян, главенствующая роль которого в этих событиях была полностью доказана. Впоследствии он был осужден за эти действия. Вот к таким-то провокаторам и примкнули беженцы-азербайджанцы из Армении. Еще один интересный факт. Во время этих страшных событий некий армянин - Арташес Габриэлян, свободно погуливая по Сумгайыту со своей видеокамерой, спокойно снимал происходящее в городе. Снятые события он назвал: «Спасите нас». Фильм был предназначен для армян, действующих в зарубежных странах. После чего и началась масштабная пропагандистская кампания. Для сомневающихся в провокационном характере сумгайытских событий полезными были бы слова Г.Котенко, следователя следственной группы Генеральной прокуратуры СССР, расследовавшей эти события: «До сумгайытских событий в связи с Карабахской проблемой через день в Карабах, а оттуда в Ереван поступала информация о реакции местного населения в учреждениях и организациях. Кто доставлял эту информацию? Конечно, армяне, точнее - армянские девушки. А во главе их стояла женщина по имени Стелла. Вся информация доставлялась ей, а та, в свою очередь, через армянских связистов, работающих в отделах связи, передавала эту информацию в Степанакерт и Ереван. За такие услуги Стелла получала гонорар. После установления комендантского часа военные убрали Стеллу из Сумгайыта, и та исчезла в неизвестном направлении.
Следует отметить, что Стелла занималась не только сбором информации. В Сумгайыте она имела несколько публичных заведений. «Карабахский комитет» посредством таких как Стелла смог отрегулировать свою деятельность в Сумгайыте. Большинство армян, убитых и разграбленных во время сумгайытских событий, были теми, кто отказался сотрудничать с «Карабахским комитетом». Именно они пали жертвой армян в Сумгайыте. Члены же «Карабахского комитета» за два месяца до событий в массовом порядке стали снимать деньги со счетов в сберегательных кассах. Люди, в течение часа захватив все оставшееся, уехали из города». Эти слова лишний раз служат подтверждением тому, что сумгайытские события были заранее прекрасно режиссированными и исполненными фрагментами политической трагедии, где армянские националисты для достижения своих целей (создания образа врага - извергов-азербайджанцев) не гнушались даже убийством собственных соплеменников. Да разве на поле политических баталий интересует их такая мелочь, как 32 человеческих жизни (по официальной версии, во время этих событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев, хотя некоторые исследователи говорят о 17 погибших армянах)?
А главный кукловод (а может, и марионетка в руках армян) М.Горбачев в результате этой операции получил возможность назначить на пост руководителя Азербайджана одного из врагов азербайджанского народа, своего единомышленника в неприязненном отношении к азербайджанцам, пустослова и политического импотента А.Везирова.
Вскоре мы станем свидетелями преступных действий против Азербайджана со стороны этой тройки---Горбачев-армяне-Везиров.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции