Память как морально-политический ресурс | 1news.az | Новости
Точка зрения

Память как морально-политический ресурс

10:00 - 06 / 05 / 2008
Память как морально-политический ресурс

Пьер Буаст, философствующий острослов, как-то сказал: «Люди походят на слова: если не поставить их на свое место, они теряют свое значение».

Почитание Гейдара Алиева глубоко заложено в сердцах миллионов людей. Даже недруги азербайджанской государственности отдают должное человеку, фактически основавшему Азербайджанскую республику. Вместе с тем, память о Гейдаре Алиеве нуждается в неустанном попечении. Будучи частью морального капитала нации, она должна регулярно воспроизводиться: насыщаться новыми смыслами. Более того, подлежит уточнению и переосмыслению сам феномен лидерства. Это нормальная духовная практика в странах, почитающих такие сопряженные ценности как прогресс и развитие.

Память о Гейдаре Алиеве, - важнейший идеократический ресурс Азербайджанского государства. Идеократизм (правление Идеи) выражается в обязательном присутствии в жизнепорядке единящей национальной идеи. Национальный жизнепорядок, - таковы наши традиции, - нуждается в легитимации большой идеей. Идея азербайджанизма, обозначенная еще при жизни Гейдара Алиева, есть первичная форма идеократизма. Она разрабатывалась ближайшим сподвижником Гейдара Алиева, но затем была захвачена теми, кто озабочен видами на профессиональную карьеру и должностный прибыток. И вполне правомерной оказалась реакция верховной власти, принявшей решение о запрете ритуальных славословий, прикинувшихся монографиями и статьями.

Дальнейшее развитие азербайджанского общества невозможно без выработки нового модернизационного задания. Сегодня это положение не разделяют только ретрограды, - «вечно вчерашние» люди маразматического склада. Однако модернизация, в условиях нового мирового порядка, победы США в холодной войне, принесла и немало сложностей. Сегодняшняя Америка - это страна, в которой Микки Маус затмил в популярности Авраама Линкольна, а фраза «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для Америки» заложена в фундамент ее политики. Недавнее заявление посла этой страны, вызвавшее немедленный отпор, с беспощадной ясностью указывает на проблемность отношений. Поведение дипломатов ведущей страны «первого мира» в год выборов президента обещает немало интересного.

«Интересное» здесь надо отождествить с другим словом - «напряженное». Благотворность этой напряженности трудно переоценить: в такой атмосфере активнее работает государственный разум, крепнет национальная воля, - словом, быстрее вызревают новые идеи сбережения государственного и народного суверенитета.

Сбережение суверенитета не может быть успешным, если не принять во внимание такую мелочь как несходство народов. Мы непохожи на американцев, равно как и на европейцев. У нас разные национальные характеры. Урбанизация, новейшие технологии, а равно демократические процедуры не стирают различий в образе жизни народов. Сколь проста и непритязательная эта истина, столь яростнее она опровергается.

… Последние выступления Президента Ильхама Алиева, его ближайших государственных и партийных соратников свидетельствуют: формируются новые решения. Они будут следствием немаловажных мировоззренческих подвижек. Президент Азербайджанской республики с понятной горечью говорит о несправедливости, тех, кто аттестует себя гарантом прав и свобод во всем мире. «Как может случиться, - вопрошает Президент, - что страны, якобы защищающие демократию в мире, стремящиеся насильно внедрять ее, считающие себя символом демократии, закрывают глаза на беспощадную жестокость против мирного населения в Армении?»

Двойные стандарты в оценках той или иной страны отражают дискомфортное явление, - мировую кабалу идеологических святош. Чем ближе выборы, тем энергичнее атаки наемников от политики - клиенталистской оппозиции. Они спешат отметиться: делают запросы по поводу заявления о недопустимости вмешательства во внутренние дела Азербайджана. Они пропагандируют стандарты, приравненные к аксиомам, зная, что требование соблюдать стандарты в ином обществе итожится в его деградации. Знают, но, обременены положением, понуждающим к лицемерию. В этом смысле донельзя актуально выражение: «Тот, кто выступает за ликвидацию границ, собирается установить новые и в другом месте, по всем правилам, и в свою пользу» (В. Швебель). В реальности современный мир - это пространство конкуренции мироустроительных практик.

Отсюда - политический заказ Времени: идеократический ресурс Азербайджанского государства должен подпитывать усилия по выработке национальной формы демократии. Возможно, нас ожидает новый разворот идеологического обоснования демократии. Здесь заключено испытание на интеллектуальную состоятельность правящего политического класса.

Надо сказать, что образ Гейдара Алиева связан с кругом переживаний наших современников. Здесь чувство скорби завязано на ожиданиях государственной защиты, - защиты в ситуации мировой нестабильности, когда нельзя наперед знать, чего ожидать от ближайших лет. Здесь приемлемость патернализма сплавлена с представлением о великом человеке, заложившем основания для нового государственного бытия. Народному сознанию подсудны социальные и нравственные принципы государственного устройства, соотношение этих принципов с современным политическим опытом масс. Но в такой опыт входят и привычки, и предрассудки, и увлечения.

В этом смысле точкой отсчета в Азербайджане была и остается власть. Власть государства. К тому же азербайджанцы по-прежнему олицетворяют власть с личностью. Это наше историческое преимущество, потому что порождает сплоченность, стимулирует ответственность, дисциплину - и, таким образом, создает условия для модернизационной практики при решающей роли государства.

Наличие в народном сознании образа Гейдара Алиева ослабляет противоречие между навязываемым либеральным стандартом и политической психологией общества, принадлежащего к, так называемому, «второму миру». Феномен «второго мира» находится на обочине внимания экспертного сообщества. Он не исчез в 1991 году. Рассыпались политические устройства, но осталось нечто более живучее, - культура, породившая цивилизационное своеобразие стран, названных «вторым миром». Этатистские государства с плановой экономикой, с культурой, коренящейся в идеалах Просвещения, с политической системой, созданной под форсированную модернизацию, - это все страны «второго мира» (Second World).

Сегодня страна с самой успешной экономикой - Китай, принадлежит именно к этой группе. Интрига в том, что этот факт Западом отрицается. В начале 90-х годов страны «второго мира» были переиначены термином «countries in transition» или CITs – страны с переходной экономикой. По прошествии многолетних реформ ни одной из этих стран не удалось приблизиться к показателям стран, именуемых First World, или advanced countries. Очевидно и другое явление: эти страны остаются объектами неустанного внимания «первого мира». Переформатирование этих обществ, по-прежнему остается злободневной задачей. Она будет окончательно решена с победой оранжевых революций, всякий раз совпадающих с избирательными кампаниями.

Талят Алигейдар

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
2744

Последние новости

Все новости

1news TV