Азер Амирасланов: «В Азербайджане нет реальной продовольственной опасности»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по экономической политике Азером Амираслановым
- Представляются различные цифры относительно удельной доли теневой экономики в Азербайджане. Иногда статистические данные Всемирного банка 10-летней давности пытаются выдать за нынешние показатели теневой экономики.
Но есть официальные данные Государственного статистического комитета, согласно которым уровень теневой экономики в стране по сравнению с прежними годами многократно снизился. Скажем, если год назад речь шла о 20%, то теперь – 14-16%. Это нужно воспринимать естественно, поскольку в стране предпринимаются шаги по либерализации экономики. Известно, что созданы условия для свободного передвижения капитала. Если раньше действовали ограничения на вывоз валюты, то теперь для нелегальной экономической деятельности нужды нет.
Введена система «единого окна», которая действует главным образом в регистрации недвижимости. Предпринимаются шаги и для введения этой системы в таможенной сфере. Мы надеемся, что меры по либерализации будут продолжаться, и по мере этого будут сокращаться масштабы теневой экономики. Согласно имеющимся данным, в ближайшее время планируются шаги по снижению налоговых ставок, и это станет важным фактором снижения масштабов теневой экономики.
- Какова ситуация вокруг закона «О предотвращении отмывания грязных денег»?
- Борьба с отмыванием грязных денег тесно связана с проблемой финансовой амнистии. Создана рабочая группа, которая и подготовила проект закона о борьбе против отмывания грязных денег. Безусловно, принятие такого закона очень важно для борьбы против терроризма и его финансовых источников, против организованной экономической преступности. Данный вопрос сохраняет актуальность в ряде стран, включая и нашу.
- В последнее время во всем мире активно обсуждается тема возможного продовольственного кризиса. Есть ли подобная опасность в Азербайджане?
- Повышение цен на продовольствие еще не означает продовольственного кризиса. Да, налицо повышение мировых цен на отдельные виды продовольствия, но само по себе это нельзя воспринимать как реальную продовольственную угрозу. О такой угрозе можно было бы говорить в случае резкого снижения потребления многих важных продовольственных продуктов, а этого мы не наблюдаем.
Душевое же потребление калорийных продуктов не только не снижается, но и возрастает, что связано с ростом денежных доходов населения. Так что говорить о серьезной продовольственной угрозе в Азербайджане оснований нет. С другой стороны, продовольственная безопасность связана с производством в стране ряда видов продовольствия. Мы не можем ставить перед собой цель добиваться производства всех пищевых продуктов внутри страны, ибо есть продукты, которые выгоднее импортировать.
К тому же в нынешних условиях резкого роста валютных резервов страны вероятность любой продовольственной угрозы в Азербайджане отсутствует.
- Существуют мнения, что накануне предстоящих президентских выборов определенные круги, в частности Россия и Иран могут искусственно вызвать в Азербайджане дефицит продовольствия с целью обеспечить свои интересы.
- Мы считаем, что такая вероятность ничтожна. Внешняя торговля Азербайджана, его внешнеэкономические связи, в том числе импорт прессифицированы, то есть наша страна в импорте тех или иных товаров ни от какого государства не зависит. Сегодня Россия действительно играет существенную роль в импорте Азербайджана (тогда как доля Ирана не превышает 2-3%), однако Россия и Иран сами сталкиваются с серьезной продовольственной угрозой.
- Есть и такие мнения, что определенные группы в руководстве страны могут прибегнуть к экономическому саботажу для обеспечения своих интересов на предстоящих выборах.
- Такая вероятность равна нулю. Политическое руководство страны, в первую очередь президент располагают достаточным авторитетом, сформирована эффективная система государственного управления, и поэтому сегодня не стоит говорить о возможностях неких группировок (в существование которых я лично не верю) воздействовать на решения главы государства.
Кямиль Хамзаоглу