Контуры Транскаспийских проектов обретают более четкие очертания | 1news.az | Новости
Точка зрения

Контуры Транскаспийских проектов обретают более четкие очертания

09:24 - 27 / 05 / 2008
Контуры Транскаспийских проектов обретают более четкие очертания

В свете последних событий в региональном и мировом масштабе контуры Транскаспийских проектов, которые уже превратились в предмет обсуждения многих челночных и полноценных дипломатических миссий, все более обретают  четкие очертания.

Как известно, реализация проекта строительства Транскаспийских нефте- и газопроводов, по оценкам  маститых экспертов мира, рассматривается как избавление европейских стран от российской энергозависимости . Но и также известно, что главные роли в реализации данного проекта принадлежат Азербайджану, Казахстану и Туркменистану. Сегодня Азербайджан через маршруты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум транспортирует свои энергоносители на европейские рынки.

Несмотря на то, что эта данность существенным образом облегчает проблемы с энергообеспечением некоторых европейских стран, для коренного перелома в вопросе зависимости этих стран от российских энергоресурсов, мощности этих маршрутов и запасов энергоносителей Азербайджана явно недостаточно. Не следует забывать и  рост спроса на потребление энергоресурсов во всем мире. В этом плане повышение неимоверных «аппетитов» Китая и Индии заслуживает особого внимания. Уже сегодня ясно, что на фоне этих событий мир сталкивается с дефицитом энергоресурсов. Выгодное географическое месторасположение и богатые энергоресурсы долго позволяли России занимать  монополистическое положение  в деле обеспечения многих европейских, а также стран Дальневосточного региона энергоносителями.

Но сегодня ни для кого не секрет, что даже Россия в одиночку неспособна обеспечить все возрастающие потребности своих традиционных клиентов-покупателей. Поэтому многие из них уже в течение последних 15 лет усиленно заняты поиском альтернативных источников энергоносителей и путями диверсификации их транспортировки. Конечно, свою существенную «лепту» в ускорение этого процесса внесли и определенные элементы российской внешней политики, которая за последние несколько лет, все чаще  прибегает к помощи увесистой «энергетической дубинки» в решении геополитических вопросов.

Вот тут-то богатые энергоресурсы Каспийского региона начали все чаще привлекать пристальные внимания и интересы  разных стран мира. Но без диверсификации маршрутов транспортировки энергоносителей из этого региона,  политические и экономические выгоды, приобретение которых планируются от реализации предполагаемых проектов,  представляются сомнительными. Поэтому заинтересованные стороны на повестку дня вынесли идею строительства Транскаспийского транзитного коридора.

В этом вопросе мнения Казахстана и Туркменистана как стран-владельцев крупных запасов энергоносителей, и Азербайджана как страны-главного транзитного связующего Транскаспийских проектов, являются определяющими. Но для этого, в первую очередь, нужно было прийти к консенсусу в вопросе по определению статуса Каспия. В этом деле как раз-то мог бы образоваться  перспективный политико-экономический тройственный союз: Азербайджан-Казахстан-Туркменистан, так как все они являются прикаспийскими государствами наряду с Россией и Ираном, которые и должны решить вопрос о статусе Каспийского моря, после чего можно спокойно можно приступить к осуществлению каких-либо проектов, связанных с Каспием. Но Россия, рассматривающая постсоветское пространство зоной исключительно своих геополитических интересов, ожесточенно сопротивляется всяким проектам,  проникновению и укреплению на всей территории, в том числе и в Каспийском регионе,  бывшего СССР, других заинтересованных игроков. Поэтому так долго идут дискуссии по статусу Каспия.

В этом процессе  самым ярым сторонником России уже долгие годы является Иран, который таким образом старается не допустить утверждения в Южно-Кавказском и Каспийском регионах западных держав и европейских структур, видя в этом  прямую угрозу для своей безопасности. Но и первый президент Туркменистана, политический деятель со своеобразными странностями, почему-то взъевшийся на Азербайджан, С.Ниязов, тоже долго трепал нервы своим коллегам из Азербайджана и Казахстана, которые отличились от других прикаспийских стран своим конструктивным подходом к решению данной проблемы. Позиции этих двух стран изначально совпали исходя из трезвого подхода к решению  данной проблемы. Тем не менее, воспользовавшись  деструктивными позициями Ирана и Туркменистана, Россия смогла растянуть переговоры по статусу Каспия на долгие годы.  Получаемые от этого шага экономические и геополитические дивиденды для России более чем очевидны. Долгое время, пользуясь монопольным положением по транспортировке туркменского газа в другие страны, российская экономика только на перепродаже  зарабатывала двойную маржу. 

Нейтрализация же влияния   других стран во внешней и внутренней политике Туркменистана более чем отвечала геополитическим интересам России. С.Ниязов, пользуясь нейтральным статусом страны, практически изолировал Туркменистан от мировой цивилизации. Такие моменты долгое время блокировали процесс самостоятельного выхода Туркменистана на мировые рынки  со своими богатыми энергоресурсами (газовые запасы этой страны, по  независимым экспертным оценкам, составляют  22-23 трлн. куб. метров). Но после прихода к власти в Туркменистане нынешнего президента Г.Бердымухаммедова, как во внутренней, так и во внешней политике страны начались коренные положительные изменения. В первую очередь, сам Туркменистан стал более открытым пространством для иностранцев, чего нельзя сказать о годах правления С.Ниязова. Потом, зная о наличии в стране огромных запасов энергоресурсов, Г.Бердымухаммедов сначала, как и полагается новому руководителю осмотрительно, а потом все активнее начал искать пути диверсификации поставок и транспортировки энергоносителей. В этом плане надо ему отдать должное. Делал это он не торопясь, взвешенно, сбалансировано, и не связывая свои возможности  с одной единственной стороной. Самое главное, трезво оценивая огромные  экономические и геополитические выгоды, которые может иметь Туркменистан от реализации Транскаспийских проектов, и ключевую роль Азербайджана в этих проектах, Г.Бердымухаммедов начал делать серьезные шаги в сфере приведения в порядок всесторонних отношений между Азербайджаном и Туркменистаном, которые были заморожены  его предшественником. 

Следует отметить, что он постепенно приводит в порядок отношения со всеми соседями, и увеличивает число стран, с которыми Туркменистан устанавливает дипломатические отношения. Примечательно, что президент Азербайджана И.Алиев, благодаря своему тонкому политическому чутью, блестяще использовал веяния новых перемен в политической жизни Туркменистана. Он со своей стороны сделал несколько эффективных встречных шагов, видя желание Г.Бердымухаммедова о нормализации отношений между Азербайджаном и Туркменистаном. Во внешней политике своевременно сделанный встречный шаг может решить очень многое. И такой шаг со стороны политического руководства Азербайджана по отношению к Туркменистану был сделан. А создание двусторонней межправительственной комиссии вывело межгосударственные отношения между этими странами на новый уровень. В относительно короткий срок был решен вопрос о взаимных долгах, которые долгое время являлся камнем преткновения в межгосударственных отношениях. Совсем недавно страны обменялись открытием дипломатических корпусов и назначением послов.   А венцом нормализации отношений, конечно же, был  визит президента Туркменистана Г.Бердымухаммедова в Азербайджан на прошлой неделе. Его в  этой поездке сопровождала делегация, члены которой представляли различные области. В ходе визита были заключены семь азербайджано-туркменских соглашений, которые охватывают широкий спектр межгосударственных отношений. Эти моменты дают надежду для оптимистических прогнозов по поводу Транскаспийских проектов. Хотя в Баку президенты И.Алиев и Г.Бердымухаммедов публично не затронули данный вопрос, не исключено, что это было темой закулисных переговоров, так же как вопрос о статусе Каспия. Потому, что вопрос со статусом Каспия, в конце концов, придется решить. А после этого, вряд ли Г.Бердымухаммедов захочет упустить прекрасную возможность соскочить с российской транспортной «иглы». Для этого транспортные возможности Каспия очевидны. Не говоря уже о том, что благодаря «посреднической услуге» России, бюджет Туркменистана ежегодно терпит многомиллионные убытки.

Эти стремления Туркменистана, скорее всего, будут встречены ревниво  со стороны России. Но, думаю, что для нейтрализации негативных последствий со стороны России президент Г.Бердымухаммедов, в начале этого года, заключив совместный договор с ней и с Казахстаном, о строительстве Прикаспийского газопровода,  сделал искусный политический ход. Все время утверждая, что запасы  газовых месторождений Туркменистана огромны, и хватит всем желающим, можно предположить, что Г.Бердымухаммедов  делал превентивный маневр, в целях нейтрализации недовольств со стороны некоторых стран. Сегодня не для кого не секрет, что Транскаспийские проекты жизненно необходимы для диверсификации поставок и транзитных путей энергоносителей на мировые рынки. Выгоды от этих проектов для всех будущих участников также очевидны. Азербайджан же, играя роль транзитной страны в данных проектах, еще больше укрепляя свою роль лидера на  Южном Кавказе и в Каспийском регионе, превращается в ключевую фигуру в деле обеспечения энергобезопасности европейских стран. Со временем, используя возможности Транскаспийских проектов, Азербайджан, продающий свои энергоресурсы в европейские страны, может получить доступ к последнему потребителю в этих государствах. В строительстве Транскаспийских транзитных маршрутов заинтересован также Казахстан, который уже в начале этого года устами своего президента Н.Назарбаева озвучил свое официальное благословение на этот почин. В дальнейшем к данным проектам не исключается и присоединение Узбекистана, который тоже не жалуется на отсутствие богатых месторождений энергоресурсов.

Это может создать ось-цепочку поставщик-транзитер-потребитель в следующем виде: Казахстан-Туркменистан-Узбекистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа. Как известно, в получении туркменского и казахского газов заинтересованы также Китай и Индия. При реализации Транскаспийских проектов шанс на заинтересованность этих стран и в азербайджанском энергетическом секторе резко возрастает. А Азербайджан, играя ключевую связывающую роль в этих проектах, приобретет все большее количество стратегических партнеров. Это вкупе с его миролюбивой  политикой в регионе увеличит число его сторонников, в вопросе решения Карабахской проблемы, которая до сих пор, в результате деструктивной позиции Армении и некоторых ее покровителей, не находит своего положительного решения. А что касается скорого претворения в жизнь Транскаспийских проектов, то проходивший недавно в Киеве энергетический саммит и подписанные там некоторые соглашения дают основания именно на это и надеяться.

Сахиль   Искандеров, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
2903

Последние новости

Все новости

1news TV