В Стамбуле будут установлены 20 скульптур работы азербайджанских ваятелей
В центре Стамбула в настоящее время создается парк Tarix jolu, где будут установлены 44 скульптуры, начиная с эпохи гуннов и кончая Ататюрком. Отрадно отметить, что часть этих работ, точнее 20 из них, будут выполнены азербайджанскими скульпторами –Закиром Ахмедовым, Ханларом Ахмедовым. Мубаризом Амираслановым и другими.
Им предстоит создать образы Деде Горгуда, Ибн Сины, Низами, Физули, Гылынч Аслана, Барбароссы и других. В настоящее время в Турции рассматриваются эскизы этих скульптур. К примеру, скульптура «Гунны» состоит из группы всадников, как бы летящих в воздухе. Автор этой работы - Закир Ахмедов.
Он сообщил 1news.az, что узнал об этом проекте из Интернета.
-Закир муалим, а как о вас узнали в Турции?
- До этого проекта, запуск которого планируется в сентябре, у меня были четыре выставки в Стамбуле и Анталье. Причем, две из них – персональные в самых престижных галереях, в частности в галерее Istambul Borsasi Emirlan.
На этих выставках почти все мои работы были на тему любви – «Влюбленные»,
«Танец молодости», «Мода», «Три подруги».
Ну а теперь настало время обратиться к нашей истории, которую по праву можно назвать великой и которая незаслуженно умалчивается зарубежными учеными. Ведь это факт, что именно наш народ в IV веке смело перелистал страницу европейской истории, освободив народы от римского рабства, дал им свободу. Что это наши предки, как пишет Мурад Аджи, открыли язычникам – европейцам их нынешние религиозные символы, от них они впервые услышали о Боге небесном, узнали свои теперешние молитвы. И то, что в центре Стамбула будет открыт Парк истории – это здорово. Пусть каждый, кто приезжает в Стамбул, узнает кто мы, откуда пришли, куда идем.
Эта выставка под открытым небом расширит наши контакты с турецкими коллегами. К тому же подобные выставки за рубежом открывают произведениям азербайджанских художников путь на мировой рынок.
- А ведь и наши парки могли бы быть украшены скульптурами...
- Это вопрос актуальный. Раньше ежегодно при содействии столичной мэрии и Союза художников Азербайджана проводились симпозиумы скульпторов. И все работы, созданные во время таких симпозиумов, предназначались в дар городу. Последний такой симпозиум проходил в 1988 году. Но, к сожалению, этих работ в парке, где располагается ресторан «Измир», уже почти нет. Но их видели на некоторых абшеронских дачах. Видимо, в период безвременья, в начале 90-х годов, нашлись люди, а точнее, нелюди, которые воспользовались таким положением страны и «умыкнули» их. Дефицит парковой скульптуры, на наш взгляд, обедняет городские сады. А ведь парковая скульптура имеет и большое эстетическое воздействие на людей. И потому мысчитаем, что было бы неплохо возобновить традиции симпозиумов.
Как говорится, это было бы обоюдовыгодно и скульпторам, и городу. Не хватает нашему городу и большой государственной галереи в центрестолицы. Правда, по слухам, такую галерею возле Гагаринского моста площадью в 3 тысячи квадратных метров уже открывает один из частных предпринимателей.
- А как сложилась судьба ваших скульптур, изображающих президентов?
- Совместно со скульптором Фахреддином Алиевым мы уже завершили цикл работ, посвященных Гейдару Алиеву и Ильхаму Алиеву. Эти скульптурные композиции были исполнены в серебре. И затем мы передали их в галерею «Гыз галасы». Мы не политики и создали образы президентов Азербайджана по велению души. Г.Алиев руководил страной на протяжении 30 лет и уже вошел в историю. И это надо было запечатлеть. А что касается портрета Ильхама Алиева, то его барельеф вылеплен нами на фоне целостной карты Азербайджана, что ясно говорит, чего мы от него ждем. Эти работы недолго простояли в галерее. Их сразу же приобрели люди, которым дороги портреты президентов.
- Как, по-вашему, отвечают ли нынешние художественные галереи мировым стандартам?
- Как мне кажется, нельзя превращать художественные галереи в супермаркеты.
В салонах и галереях должны помещаться только высокохудожественные работы. Но, к сожалению, на сегодняшний день здесь можно встретить работы и художников, и любителей. Это вносит путаницу в восприятие работ, поскольку одни представляют ценность для искусства, а другие для коммерции. Не лишне вспомнить, что раньше работы художников выставлялись на основе строгого отбора. Сегодня это, к сожалению, не практикуется. Директора салонов сами решают, что им выставлять. Они обходят мастерские, смотрят, выбирают. К счастью, все они профессионалы и неплохо разбираются в искусстве. Но, единолично решая, что можно выставлять, а что нет, они нередко проявляют слабость и идут на уступки художникам, которые подчас предлагают им откровенно слабые работы. И потому я считаю, что при каждом салоне неплохо было бы иметь отборочную комиссию. Ведь эти салоны посещают и жители столицы, и зарубежные гости. К тому же это портит вкусы зрителей. Выставки живописных и скульптурных работ - это лицо искусства Азербайджана. И оно должно быть красивым.
- Я слышала, что одна из ваших работ стоит у Дома модели в Лондоне?
- Эту работу я продал за $2 тысячи, а перекупщик за... $ 200 тыс.
Вот и получается, создатель – нищенствует, а перекупщики зарабатывают целое состояние. К сожалению, сегодня у художников Азербайджана пока нет возможности самим выходить на мировой рынок. Хочется надеяться, что со временем цена наших работ будет приближена к реальной. А пока я не могу не испытывать обиду за свой труд.
- Закир муалим, а как можно охарактеризовать вашу главную тему в творчестве?
- Моя тема - это любовь, тема воспевания женской красоты. Тему свою я не ищу, она всегда во мне. Ведь все в этом мире началось с Адама и Евы. И потому в своей скульптуре я развиваю именно эту тему.
Скульпторы обычно бывают немы. За них говорят их руки. Так вот, мои руки могут лепить только любовь. В широком понимании этого слова.
- А где можно познакомиться с вашими работами?
- Мои работы имеются в Музее искусств им. Мустафаева, в художественных галереях Азербайджана, в частных коллекциях многих стран мира. Но я мечтаю о таком времени, когда их будут покупать азербайджанцы. А то ведь состоятельные люди страны покупают сегодня привозной ширпотреб. Я знаю, как велика сила искусства. Иногда одна хорошая работа может полностью изменить человека в лучшую сторону.
Рейхан Рагимова