Сабир Рустамханлы: «Тот, кто победил на выборах, автоматически превращается в мишень для того, кто победу не одержал»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии гражданской солидарности, депутатом Сабиром Рустамханлы
- Как обычно в предвыборные периоды в лагере оппозиции наблюдается противостояние между сторонниками и противниками участия в выборах. Каков ваш взгляд на такое положение?
- Я испытываю величайшее сожаление, видя, как люди, которые 15-20 лет назад были вместе, которые плечом к плечу прошли большую часть трудного пути борьбы, ныне стали чуть ли не врагами. Таковы результаты политики определенных зарубежных кругов в отношении азербайджанской оппозиции. Есть и третий фактор – низкий уровень политической культуры, политическое невежество, неумение владеть ситуацией.
Вследствие сказанного лидеры партий, вместо того чтобы заниматься делом, принимаются обвинять друг друга. Испытывая трудности, сталкиваясь с проблемами и неудачами, очень многие начинают искать виновников на стороне. Поэтому среди оппозиции возникла такая ситуация, когда стоит кому-то допустить ошибку, как страдают все. Мы, в том числе и я, уже не первый год говорим об этом в открытую, о том, что не следует излишне доверять обещаниям зарубежных государств, ибо они все преследуют собственные интересы. Необходимо тщательно анализировать все их заявления и посулы. Конечно, неуместно обвинять иностранцев в желании обеспечить свои интересы в нашей стране, поскольку это естественно. Те, кто стремится видеть Азербайджан демократическим государством, исходят из собственного опыта, и поэтому их предложения не могут служить для нас эталоном.
Но вот по-настоящему бедствием для нас стала эта заносчивость, самомнение, стремление к единоличному лидерству, привычка смотреть на других сверху вниз, которые пустили в нашей политике глубокие корни за последние полтора-два десятилетия. И вот оппозиция вместо того, чтобы от выборов к выборам усиливаться и сплачиваться, наоборот, ослабевает. Как говорится, места слагаемых меняются, сумма же остается прежней, то есть незавидной. Аксиомой является то, что цель политической борьбы – участие в выборах и таким путем изменение политической расстановки сил. В нашей же стране тот, кто участвует в выборах и идет в парламент, навлекает на себя нападки и оскорбления.
Ведь это парламент независимого Азербайджана. Всю жизнь мы боролись за эту независимость, а теперь вот такое отношение…
Тот, кто победил на выборах, автоматически превращается в мишень для того, кто победу не одержал. Поменялись местами – и вот уже те, кто совсем недавно оправдывали участие в выборах, употребляют такие же оскорбительные эпитеты в адрес тех, кто принял в них участие. Проигрывает же от всего этого демократический лагерь. Сегодня все рычаги и механизмы, влияющие на исход выборов, находятся в руках правительства, и поэтому любые надежды и ожидания, связанные с выборами, вызывают лишь горькую усмешку.
- Как вы относитесь к категорическому решению некоторых оппозиционных партий бойкотировать выборы?
- Участвовать или не участвовать в выборах – право любой партии. Лично я не считаю бойкот эффективной политикой. К великому сожалению, некоторые силы, которые на протяжении последних 20 лет перед каждыми выборами вначале объявляют о решении бойкотировать, а потом первыми бегут на выборы, принимаются поливать градом обвинений тех, кто принимает участие в выборах.
- Из ваших слов выходит, что оппозиция, если даже примет участие в выборах в полном составе, не имеет реальных шансов на успех.
- Сегодня очень многие жалуются на разрастание в стране бюрократии, на высокомерие и произвол чиновников, особенно в сельской местности. Правда, общее развитие страны неоспоримо, но результаты его пока коснулись отнюдь не всех. Наряду с этим, в стране нет всеобщего серьезного недовольства, стремления к переменам. С одной стороны, это связано с упомянутым мной развитием страны, а с другой – с несерьезностью в политическом плане тех фигур, которые привычно рассматриваются в качестве альтернативы нынешнему правительству. Видя это, недовольная часть общества чувствует себя вынужденной обратиться к кандидату правительства.
Конечно, находятся такие, кто обвиняет нас в подыгрывании правительству. Но я оппозиционер и отношусь к тем, кто всегда высказывался в лагере оппозиции наиболее последовательно и резко. Просто сегодня реалистичность воспринимается неадекватно теми, кто относится к политике, как к игре. Они забывают, что на дворе уже не 88-й год, и выступают с необоснованными обвинениями в адрес тех, кто, как я, мыслит реалистично. И я, не одобряя многих действий правительства, вынужден с сожалением констатировать, что именно правительство контролирует ситуацию. Но одновременно должен отметить, что некоторые процессы в стране протекают вне политических партий, будь то правящая или оппозиционные. Иными словами, эти партии уже не держат в своих руках реальный механизм контроля за всем и вся. Появились другие силы, контролирующие политические события в стране – это олигархи, располагающие баснословными капиталами. Без учета этого нельзя ничего делать. Даже правящая партия с многотысячным составом членов порой оказывается в положении вне игры. Реальное воздействие на политические события оказывает руководство страны, правящая команда, использующая внепартийные рычаги.
- Возможно ли, чтобы партии, склонные к участию в выборах, на каком-то этапе выработали единую позицию, чтобы вывести оппозицию из нынешнего незавидного положения?
- Мы не раз вели переговоры в этом направлении, но каждый раз личные амбиции сводили наши усилия на нет. Поэтому не хотелось бы говорить на эту тему.
Кямиль Хамзаоглу