Грузия совершает историческую ошибку
Парламент Грузии в полном единодушии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Мало назвать такое предложение безответственным. На самом деле такое решение больше похоже на агонию. Запустив 8 августа этнополитический и военный конфликт, грузинские власти сегодня продолжили путь по порочному кругу.
Скоропалительный призыв парламентариев способен обернуться для народа Грузии весьма драматическими последствиями. Что уж говорить о грузинах, проживающих в России. Уже сегодня эти люди – а их, между прочим, свыше миллиона – испытывают настоящий дискомфорт. Они откровенно говорят, что и на их бизнесе, и в сфере чисто человеческих отношений впрямую сказывается конфронтационная позиция официального Тбилиси.
Но надо отдать должное общественной активности и стойкости российских грузин, если можно их так называть. С первых дней военной агрессии против Южной Осетии они не переставали обращаться к своим собратьям – чтобы народ Грузии не поддавался провокациям режима Саакашвили.
И теперь остается только посочувствовать всем грузинам: ведь даже ребенку ясно, что разрыв экономических отношений с Россией тяжким грузом ляжет на их плечи.
Думают ли об этом политики в Тбилиси? Вряд ли. Панацеей от всех бед они видят НАТО. Действительно, потеряв часть своей территории и обретя вроде бы столь необходимую для вступления в Североатлантический блок целостность, Грузия смело может подавать туда документы. Другой вопрос, готов ли альянс среди своих членов иметь страну со скандальной репутацией, нужны ли НАТО такие союзники. Европейцам не должно быть безразлично, если мировое сообщество увидит, кого принимают в НАТО и какими методами. Как известно, в НАТО вступали, во всяком случае прежде, государства уверенные, достаточно стабильные, способные поддерживать у себя дома и по соседству миропорядок. Приход Грузии в НАТО не прибавит авторитета этой организации. И тогда многим станет еще яснее, как достигается глобальное влияние.
Что касается России, то она в сущности ничего не теряет. Ни на валовом российском продукте, ни на чем ином прерыв контактов не может сказаться: Россия практически не вела торговлю с Грузией, да и ресурсов там никаких серьезных нет. Американский спирт, пшеница и вино – вот, собственно, весь грузинский экспорт, на 70% реализуемый раньше на российском рынке. Выходом в Черное море через Поти мы уже не пользовались на протяжении последних 15 лет, не было на этот счет и торговых договоров. Грузинская же сторона попадает в определенную экономическую блокаду и инфраструктурную изоляцию. После отделения Южной Осетии у Грузии остается один контрольно-пропускной пункт – Верхний Ларс.
Не стоит сбрасывать со счетов и цифру в миллиард долларов, которые ежегодно перетекали в грузинский бюджет от грузин, работающих в Российской Федерации. Причем грузинской диаспоры вне России практически нет, в отличие, скажем, от армян, компактно проживающих в ряде стран. Социально-экономическая ситуация в Грузии плачевна, поэтому грузины России существенно помогали грузинам в Грузии. Потеря такой поддержки будет для них большим ударом: все прекрасно понимают, что если будут прерваны отношения в одностороннем порядке, Россия вынуждена будет тоже ужесточить санкции.
Еще прошлым летом большая часть населения не поддерживала действия Саакашвили, направленные на ухудшения отношений с Россией. И там, и здесь грузины говорили: неизвестно, что принесет нам НАТО, а Россия и Кавказ на протяжении столетий были вместе… Неужели разум покинул не только грузинских руководителей, совершающих сейчас историческую ошибку?
Похоже, наступил момент, когда в условиях политического антагонизма должны сказать свое слово представители общества, то есть те народные дипломаты, которые умеют сохранять дружественные чувства и здравый смысл при любых раскладах. Надо добиться, даже если будет сопротивление со стороны грузинских властей, проведения совместной российско-грузинской встречи в любом формате, будь то в Грузии, в России или на нейтральной территории - только что завершившийся саммит ШОС показал, что у нас много заинтересованных союзников. Может быть, на такой встрече и у части грузинской общественности откроются глаза. Там ведь они имеют однобокое представление, российская точка зрения не представлена, российские каналы не вещают. Люди получают только ту информацию, которая удобна руководству. Главное, чтобы мы встретились и разрешили самые болевые вопросы – так делалось веками.
Рауф Вердиев, вице-президент Российского Конгресса народов Кавказа
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции