Игбал Агазаде: «Мы являемся сегодня единственным кандидатом протестного электората»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем партии «Умид», депутатом и кандидатом в президенты Игбалом Агазаде
- Ваша кандидатура в президенты уже зарегистрирована. Как идет подготовка к предвыборной кампании, и будут ли в ней применены новые технологии?
- После официальной регистрации кандидатуры в ЦИК мы работаем в соответствии с календарным планом. Сегодня основная задача – подготовить и передать на места до 15-го числа пропагандистские материалы. 17-го в местных избирательных штабах должно быть достаточно наглядных пособий для официального начала предвыборной кампании. Как и прежде, думаю, в ходе нынешних выборов мы представим ряд новшеств, но я не хотел бы рассказывать о них заранее. Об этом мы беседовали и с местными, и с зарубежными специалистами, и пришли к некоторым выводам. Сегодня в центральном аппарате идет работа по их реализации.
- Собираетесь ли вы привлечь на свою сторону электорат партий, не участвующих в выборах?
- Мы не раз заявляли, что являемся сегодня единственным кандидатом протестного электората. Все, кто недоволен нынешней властью, будут поддерживать нас. Основная борьба развернется между партией «Умид» и партией «Ени Азербайджан». Свою предвыборную кампанию мы намерены построить на привлечении голосов протестного электората.
- Находясь в Баку, Ричард Лугар заявил, что демократичность выборов зависит больше всего от активности избирателей. У нас же в этом контексте основной упор делается на совершенстве законов. Разделяете ли вы точку зрения Лугара?
- Мнение Лугара справедливо больше для Америки, но в Азербайджане ситуация иная. У нас судьба выборов зависит не от активности избирателей и не от совершенства законов, а в первую очередь от политической воли правительства. Мы ждем, найдет ли правительство в себе волю провести демократические выборы или нет. К сожалению, последние изменения и дополнения в Избирательном кодексе, формирование избирательных комиссий не дают основания для оптимизма в этом вопросе.
- Как вы относитесь к тому, что среди кандидатов в президенты есть и люди, не занимающиеся политикой?
- Это следствие слабости политической культуры и низкого уровня партийного строительства. Изменения в системе выборов в прежние годы, отмена пропорциональной системы, отсутствие государственной помощи политическим партиям, зависимость прихода партий к власти только от президентских выборов – все это сказалось в форме появления таких кандидатов.
- Планируете ли вы в предвыборный период встречи с миссиями международных организаций, прибывающими для наблюдения за выборами?
- Мы регулярно встречаемся и обмениваемся мнениями с представителями всех международных организаций, действующих в Азербайджане, и зарубежного дипломатического корпуса. Я удовлетворен их отношением к нашей партии и уровнем их сотрудничества с нами, и думаю, что так будет и дальше. В ближайшее время состоится наша встреча с наблюдательной миссией ОБСЕ.
- Существует мнение, что некоторые партии участвуют в выборах только для того, чтобы получить статус ведущей оппозиционной партии.
- Я много раз заявлял, что борюсь за звание не оппозиционной, а правящей партии. Наша цель – законная смена власти, создание правительства и решение стоящих перед страной проблем. Кто хочет быть оппозицией, я с удовольствием готов им в этом помочь, с условием, чтобы они помогли нам прийти к власти.
- Но нельзя отрицать, что активность партий на президентских и парламентских выборах немаловажна с точки зрения укрепления их авторитета в обществе. Можно ли ожидать изменения политической панорамы, учитывая неучастие в выборах ряда ведущих партий?
- Я считаю, что наша партия уже не первый год является одной из ведущих в стране, и это подтверждают точки зрения как в стране, так и за рубежом. Поэтому неучастие в выборах ряда ведущих партий не создает для нас какого-либо дискомфорта. Не думаю, что после выборов возникнет ситуация, о которой вы сказали. Как до, так и после этих выборов главная борьба на политической арене будет идти между правящей партией и нами. Мы можем поменяться местами в смысле правительства и оппозиции, но останемся основными противостоящими партиями.
- На выборах возможна и победа, и поражение. Готовы ли вы внутренне к неудаче?
- В настоящее время мы думаем только о победе. Конечно, избиратель может иметь другое мнение, и любой его выбор мы уважаем. В случае иного исхода выборов мы проанализируем недостатки в своей работе и подготовимся к дальнейшей борьбе. Для избирателя не суть важно, будем мы у власти или нет. Его интересует другое: насколько демократическим будет общество, каким образом будут решаться его проблемы? Мы должны исходить из этих чаяний избирателей независимо от своего пребывания у власти или в оппозиции.
- Недавние события в регионе несколько отодвинули на задний план тему выборов. Могут ли дальнейшие события оказать какое-либо влияние на ход и исход выборов в Азербайджане?
- Период от официальной регистрации до начала кампании – период ожидания является мертвым периодом в избирательном процессе. Вспомните выборы 2003 года, когда официальный старт предвыборной кампании был дан 15 августа, а регистрация кандидатов началась 15 июля. С этого времени примерно до 7 сентября сохранялся штиль. Так что период пассивности следует воспринимать естественно: таковы требования Избирательного кодекса. Не думаю, чтобы события в регионе заслонили выборы в стране. Эти события определят, какой политический курс в Азербайджане возобладает, и поэтому они составляют с внутренними процессами одно целое. Россия стремится укрепить свой слабеющий авторитет в регионе, и при этом, к сожалению, предпочла военный путь, путь агрессии. Россия и все остальные должны примириться с тем, что народы Грузии и Азербайджана сделали свой выбор – интеграцию с Западом, с НАТО, и в этом вопросе правительства и оппозиции не расходятся.
Конечно, все это не во вред отношениям с ближайшими соседями, но и последние должны уважать этот выбор. Азербайджан солидарен с Грузией и уважает ее территориальную целостность, отвергает любой сепаратизм и выступает за мирное урегулирование любых разногласий. В то же время очевидно, что эта война в сущности между сторонниками интеграции в НАТО и империалистическими кругами России.
В.Г.