Южная Осетия глазами молдавского депутата
Для Думитру Годорожа – депутата молдавского парламента, молодого человека, успевшего кое-что повидать за свои тридцать с небольшим лет, недавняя поездка в Цхинвал стала своего рода жизненным водоразделом.
Все, что было до посещения Южной Осетии, сегодня он, сам не желая того, рассматривает через призму человеческой трагедии, материализованной для него в слезах жителей Цхинвала по своим погибшим близким, соседям, знакомым; в обуглившихся развалинах, в горьком запахе недавней войны, безжалостным катком, прокатившейся по южноосетинской земле.
Рассказ его не всегда был логично выверен. Эмоции преобладали. Да и как могло быть иначе, если от увиденных фотокадров расстрелянного грузинскими солдатами города, которыми депутат иллюстрировал свой рассказ, у самих журналистов першило в горле.
- Я плакал от увиденного в Цхинвале, хотя стараюсь обычно скрывать свои чувства. Но здесь не мог. Не мог, глядя на семи-восьмилетних ребят, которые выглядят намного старше своих лет из-за всего пережитого. В их глазах, кажется, навечно застыло горе.
Там, в Южной Осетии, депутат пришел к неожиданно трагичному выводу:
- В результате грузинской агрессии за одну ночь было убито около восьми процентов населения. Посчитайте сами - в Южной Осетии проживало около семидесяти тысяч человек. После ухода беженцев там осталось 20-30 тысяч. Около двух тысяч погибли. Вот и получается эта скорбная цифра.
Годорожа вспомнил о поездке по разрушенным объектам:
- Жуткое впечатление от останков православной церкви, в колокольню которой попал снаряд. От взорванных могил в еврейском квартале местного кладбища и рядов новых сотен и сотен могил. Людей хоронили в садах, на территории школ. И лишь теперь предают их тела земле. Это страшно!
По твердому убеждению Годорожи, которое он несколько раз повторил журналистам, «умное правительство, умные люди не сделали бы никогда такого, что случилось в Цхинвале».
- Мне многие там говорили: Осетия – это как у вас Приднестровье. Но это не так. Суть в том, что там, на Кавказе, - это этнический конфликт, а у нас конфликт возник из-за интересов политических элит.
Годорожа уверен, что мирному решению приднестровского конфликта нет альтернативы:
- Пора сесть за стол переговоров. И обсудить молдавский план решения конфликта, так как только Молдавия единственная знает, чего хочет Москва, чего хочет Вашингтон, чего хочет Киев.
…Когда идеи представителей гражданского общества совпадают с позициями лидеров стран, решающих межгосударственные проблемы, наверное, этот тот самый идеальный вариант, дающий возможность прийти к мирному консенсусу.
Не случайно высказывания разновеликих людей – депутата молдавского парламента от оппозиционной партии и президентов России и Молдавии - так близки по сути, когда речь идет о жизненно важных вопросах решения «замороженного конфликта» в Приднестровье. Его надо решать исключительно мирным путем.
Владимир Новосадюк
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции