Андрей Серенко: «Россия осталась без союзников»
Южно-Кавказская война, закончившаяся признанием Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, привела к неожиданной региональной изоляции России.
О парадоксальности ситуации и внешнеполитических угрозах корреспонденту «Кавказского узла» рассказал Андрей Серенко, эксперт Фонда развития информационной политики.
«Россия сохранила все свои основные традиционные дипломатические и международные связи. Однако по отношению к Грузии она оказалась в изоляции практически ото всего международного сообщества: как «атлантического», так и «евразийского». Это один из главных парадоксов августовской войны на Южном Кавказе. И, возможно, источник одной из самых опасных для Кремля внешнеполитических угроз», - сказал Андрей Серенко.
«С сочувствием со стороны западных военно-политических структур в пользу Грузии все ясно. Равно как и с углублением противоречий между атлантическим сообществом и Кремлем по южно-кавказскому вопросу (признание независимости Южной Осетии и Абхазии). Тбилиси получит всю необходимую финансовую, политическую и военно-техническую помощь для преодоления «гуманитарного кризиса» грузинской армии (включая План действий по членству в НАТО). Одновременно страны атлантического союза блокируют признание независимости Южной Осетии и Абхазии международным сообществом. И вот тут-то для России и начинается самая сложная игра».
В Кремле, по словам Серенко, «могут говорить все, что угодно относительно неизбежности независимости абхазов и осетин, приводить разного рода исторические доводы и т.д. Факт остается фактом - никто в мире, кроме России (Никарагуа и другие забавные государства «гондурасского типа» не в счет) независимость Абхазии и Южной Осетии не признали Россия практически сейчас без союзиков».
«Прошло больше месяца с начала войны на Южном Кавказе, а число сторонников независимости Сухуми и Цхинвали так и не выросло, - подытожил Андрей Николаевич. - И не только временной фактор в этом отношении является тревожным для российских чиновников».Эксперт ФРИП отметил: «После завершения грузино-российской войны в августе 2008 года состоялось пафосное заседание Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), членов которой Москва рассматривает в качестве своих стратегических союзников (особенно на фоне натовских кораблей в Черном море).
Однако если сравнить слова и дела «шанхайского собрания», - продолжает Андрей Серенко, - То становится очевидным, что ШОС отнюдь не поддержал Россию а, в лучшем случае, «не заметил» ее действий в отношении Грузии в августе 2008 года. Доказательства этому искать не надо, они очевидны - ни одно государство, входящее в Шанхайскую организацию Сотрудничества (которую, напомним, Кремль считает своим стратегическим партнером) не признало независимости Абхазии и Южной Осетии. И, тем самым, фактически, признало территориальную целостность Грузии».
В этой связи эксперт задает вопрос: «а чем позиция официальных противников России (США и НАТО) по «кавказскому вопросу», не признавших независимость Сухуми и Цхинвали и поддержавших Тбилиси, отличается от позиции записных союзников России - стран ШОС, - которые всего лишь повторили своими действиями (а, вернее, бездействием) позицию НАТО и США»?
Э.Р.