Многополярный Уго Чавес
С этого понедельника, 29 сентября, Венесуэла стала еще дальше от Америки: указом правительства, права авиакомпаний США на полеты внутри страны и международные перевозки урезаны до почти нулевой степени.
«Подрезанием американских крыльев» венесуэльский «бунтарь», президент Уго Чавес ответил на оскорбление венесуэльской авиа репутации президентом Джорджем Бушем (Буш, надо признать, на удивление исправно снабжает Уго причинами для антиамериканских движений). Администрация «плохого Джорджа» еще 8 сентября заявила, что «система безопасности в венесуэльских аэропортах неадекватна» и объявила, что не может поручиться за благополучие граждан США, летящих в Венесуэлу. Уго ответил, что система безопасности в стране соответствует всем международным стандартам и пообещал, что этот выпад Бушу и американским авиаперевозчикам дорого обойдется. И вот – приеха…, то бишь приземлились.
Чавес, надо заметить, в последнее время на удивление активно раздвигает границы многополярного мира и, кто знает, вдруг о его многополярности позднее будут если и не слагать легенды, то приводить ее в пример. Во всяком случае, она уже демонстрирует свою «заразительность». Не далее как в воскресенье 28 сентября, в идеологически союзном Венесуэле Эквадоре прошел референдум, на котором подавляющее большинство населения одобрило предложенную президентом Рафаэлем Корреа коренную реформу конституции. Теперь и в Эквадоре, как и в Венесуэле и Боливии, будут строить собственную модель «социализма XXI века», укрепят контроль государства над экономикой, с 2009 года закроют американские военные базы и будут проводить независимую внешнюю политику. В Латинской Америке определение «независимая» всегда подразумевает «не зависящая» от США. Провозглашенная Чавесом в 2006 году «ось добра» (в противовес американскому термину «ось зла»): Венесуэла — Куба — Боливия, теперь наверняка прирастет еще и Эквадором.
Здесь хорошо было бы напомнить, что у Hugo Rafael Chбvez Frнas, свое представление о социализме. Он какое то время даже называл себя троцкистом (министр труда в кабинете Чавеса - троцкист Хосе Рамон Риверо), штудировал «Перманентную революцию» Льва Давыдовича, но потом охладел к нему и говорит, что его боливарский социализм – это вовсе не марксизм, а «латиноамериканские социалистические реалии». «Красный Уго» в этом году признался, что ему сейчас более по душе белорусская модель социализма Александра Лукашенко.
Практические проявления венесуэльской многополярности в гражданской авиации стали известны почти одновременно с введением запрета «на американцев». Венесуэла объявила, что закупит у России партию гражданских самолетов для нужд местных перевозчиков. Контракты должны быть подписаны до конца 2008 года. О каких именно самолетах идет речь и сколько их будет, пока не сообщается. Но если учесть, что контракт Венесуэла заключает с нашим «Ильюшин Финанс ко.», то, скорее всего, речь идет об Ил-96-300, Ту-204 и Ан-148, лизингом которых в основном и занимается компания.
Всю последнюю неделю сентября Уго Чавес был особо активен в продвижении процесса становления нового многополярного миропорядка и делал это особенно серьезно и основательно в ходе своего масштабного турне в Китай и Россию, а также посещения Франции и Португалии. Во Франции неугомонный Уго успел похвалить президента Николя Саркози за его призыв формировать «регулируемый капитализм» («мы уже десять лет бьем тревогу в отношении этой проблемы, однако никто не прислушивался»), а в Португалии заказал один миллион компьютеров для венесуэльских школ и 50 тысяч сборных домов для малоимущих.
Но, коньком, конечно, были поездки в Пекин, Москву и Оренбург. В Китае Чавес договорился о поставках нефти, строительстве трех многотоннажных танкеров, совместной разработке нефти, строительстве нефтеперерабатывающих заводов, и увеличении вдвое объемов китайско-венесуэльского инвестиционного фонда – до 12 млрд долларов.
Российская часть визит произвела сенсацию уже после возвращения Уго домой, где он объявил о том, что Россия поможет Венесуэле в создании атомной энергетики и применении атомных технологий в медицине и хозяйстве. Он сказал, что это ему обещал Владимир Путин. По настоящее время атомные электростанции в Латинской Америке есть только у Бразилии и Аргентины. Это заявление уже вызвало «нахмуренность» США, поскольку Америка до сих пор считает южную часть континента своим «задним двором» и «атомное вторжение» России туда никак не поможет поднять наши отношения с Вашингтоном на нормальный уровень.
Москва, кроме всего прочего, решила выдать Венесуэле кредит в 1 млрд долларов на закупку вооружений. Мы более или менее активно сотрудничаем с Венесуэлой в военно-технической области со времени прихода Чавеса к власти в 1999-м году. Но особо резкий подъем пришелся на 2005-2007 годы, когда Каракас и Москва подписали контракты на поставку вооружений на 4,4 млрд долларов. В Венесуэлу пошли наши истребители СУ-30МК2, вертолеты МИ-17, МИ-35, МИ-26, мы построили заводы по производству «калашниковых», которыми теперь вооружена вся национальная армия Боливарской Республики. Эксперты говорят, что на полученные деньги Венесуэла, скорее всего, закупит теперь у России противоракетные комплексы «Тор-М1», переносные зенитные комплексы «Игла», российские транспортные самолеты и самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-76.
Но еще важнее наша новая нефтяная и газовая дружба. В Оренбурге Чавес и Дмитрий Медведев очень сильно продвинули вперед дело создания российско-венесуэльского энергетического концерна, который получит доступ к венесуэльским недрам, а для России станет еще и неким подобием «дверцы к ОПЕК». Уже к концу октября российско-венесуэльская межправительственная комиссия должна представить проект межправительственного соглашения по консорциуму. Как полагают, он, скорее всего, будет создан весной будущего года. В концерн войдут «Газпром», «Лукойл», ТНК-БП, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Обойму из таких тяжеловесов для участия в зарубежном проекте Россия еще никогда не создавала. Надежда здесь явно на полное закрепление «российского фактора» на мировом рынке нефти и возможность влияния на уровень цен, включая внутри ОПЕК, которой мы пока не имеем.
В общем, Уго Чавес в конце сентября на славу поработал над продвижением идеи многополярности. А пока наша боевая эскадра идет к теплым водам Венесуэлы, где в ноябре должны пройти крупномасштабные военно-морские маневры. Натовские корабли и самолеты внимательно следят за продвижением российского флага к многополярным венесуэльским берегам.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции