Мюнхенский юбилей
Попытки пересмотра итогов Второй мировой войны и поиск новых виноватых в ее развязывании стали «хорошим тоном» в последние годы во многих странах Восточной Европы. При этом, пытаясь записать в число агрессоров Советский Союз, ревизионисты обычно начинают отсчет предыстории Второй Мировой войны с подписания пакта Молотова-Риббентропа, обвиняя руководство СССР в «развязывании рук» агрессору.
Однако за постоянными воспоминаниями о лете-осени 1939 года, очень часто почему-то забываются события предыдущего, 1938 года, вошедшие в историю как «Мюнхенский сговор».
В настоящее время в России рассекречиваются многие документы по истории Второй Мировой и предшествующих событий. Не стал исключением и Мюнхен – 29 сентября 2008 года СВР России объявила о снятии грифов с ряда дипломатических и разведывательных документов той поры.
Судетская область Чехословакии, населенная в основном немцами, стала источником конфликта после окончания Первой мировой войны, когда при распаде Австро-Венгрии судетские немцы попытались присоединиться к новообразованной Австрии или Германии, однако все выступления были подавлены чехословацкими войсками. К 1938 году нацистская Германия, уже присоединившая Австрию в ходе аншлюса, вела активную подготовку к присоединению Судетской области. Несмотря на то, что права Судетских немцев не ущемлялись правительством Чехословакии, а правительство предпринимало меры по организации образования на немецком языке, обеспечило немцам представительство в парламенте и местное самоуправление, снизить напряженность не удалось. Прогерманская партия Конрада Генлейна выдвинула требования о присоединении Судет к Германии.
15 сентября 1938 года, в ходе встречи с британским премьером Невиллом Чемберленом Гитлер заявил о своем желании сохранить мир, и вместе с тем – о готовности воевать из-за Судетской проблемы. В результате Чемберлен согласился с передачей Судет Германии на основе права наций на самоопределение.
К этому моменту у Чехии действовали два соглашения о дружбе и взаимопомощи – одно – с Францией, другое – с СССР. Оба соглашения предусматривали оказание помощи Чехословакии в случае иностранной агрессии, однако, соглашение с СССР ставилось в зависимость от поведения Франции – Москва должна был оказать Чехословакии помощь только в том случае, если ее окажет Париж.
Таким образом, мнение Франции, имевшей на тот момент крупнейшую в Европе армию, становилось ключевым. В ходе англо-французских консультаций 18 сентября в Лондоне стороны согласились с тем, что территории, населенные немцами более чем наполовину, должны отойти к Германии, при этом Англия и Франция гарантируют новые границы Чехословакии. 20-21 сентября чешскому правительству было заявлено, что в случае непринятия англо-французских предложений, Франция отказывается от своих обязательств по договору о взаимопомощи. В то же время, предостерегая чехословацкое руководство от объединения с СССР, западные посланники заявили, что «Если же чехи объединятся с русскими, война может принять характер крестового похода против большевиков. Тогда правительствам Англии и Франции будет очень трудно остаться в стороне»
В то же время, СССР выразил готовность оказать Чехословакии военную помощь независимо от готовности Франции, при условии, что Польша пропустит советские войска через свою территорию (в тот момент между СССР и Чехословакией не было прямой границы). Тем не менее, как показывают рассекреченные документы, чехословацкое правительство решило довериться гарантиям Франции и Великобритании, и отказаться от советской помощи.
22 сентября Германия в ультимативной форме потребовала присоединения Судет. В Чехословакии и Франции была объявлена мобилизация. 27 сентября Гитлер пишет письмо Чемберлену, где заявляет о готовности гарантировать границы остающейся части Чехословакии и обсудить детали договора.
29-30 сентября 1938 года руководители правительств Германии, Италии, Франции и Великобритании встречаются в Мюнхене. Представителей Чехословакии на обсуждение условий соглашения не пригласили. К часу ночи 30 сентября стороны подписали соглашение, фактически утверждавшее требования Германии. Только после этого в зал была допущена делегация Чехословакии, которой осталось только выслушать чужое решение.
У Чехословакии оставалось два варианта действий – принимать ультимативное требование об отдаче Судет, или воевать с Германией. Несмотря на развитую военную промышленность, армию лишь немногим уступающую тогдашней германской и отличное качество вооружения, Чехословацкое национальное собрание приняло Мюнхенские решения к исполнению.
Германия получила Судетскую область с населением более трех миллионов человек – почти четверть населения и более 20% территории Чехословакии, где была сосредоточена почти половина тяжелой промышленности страны.
Естественно, история на этом не закончилась. Свою долю пирога захотела Польша – немедленно потребовавшая передать ей Тешинскую область, также давно служившую предметом территориальных споров. Оказавшись в одиночестве, Чехословакия выполнила и это требование. Впрочем, новоприобретенными территориями Польша владела недолго – в сентябре 1939 года страна была оккупирована Германией, а после 1945 года Тешинская область была возвращена Чехословакии.
7 октября под давлением Германии Прага принимает решение о предоставлении автономии Словакии, а 2 ноября по решению Венского арбитража Венгрия получает южные районы Словакии и Закарпатской Украины (Подкарпатской Руси) с городами Берегово, Мукачево, Ужгород.
В марте 1939 года Германия оккупирует остатки Чехословакии, включая ее в состав Рейха, как протекторат Богемия-Моравия. Автономная Словакия становится сателлитом Рейха. Военная промышленность бывшей Чехословакии в течение всей войны работает на Вермахт, производя сотни тысяч единиц стрелкового оружия, десятки тысяч пушек, тысячи самолетов, танков и самоходных установок.
Освобождение Чехословакии от оккупации завершилось позже всего – лишь 9 мая 1945 года Прага была взята частями Красной Армии. А бои с отдельными немецкими частями продолжались вплоть до 12 мая.
В результате Мюнхенский сговор стал детонатором крупнейшей бойни в истории человечества. При этом следует отметить удивительную недальновидность французских и британских политиков – они не достигли ни одной из целей: ни умиротворения Германии, ни разворота ее против СССР. Применительно к сегодняшнему дню, из событий 1938 года можно извлечь лишь один урок: лучшим средством для обуздания очевидного агрессора является не договор «о гарантиях» и не «соглашение о прекращении боевых действий», а войсковая операция по принуждению к миру.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции