Бишкекская осень Медведева и Лукашенко
Бишкекская осень-2008 обещает быть жаркой. И не только по данным киргизского метеобюро.
10 октября в столице Киргизии состоится, как его характеризируют местные VIP-персоны, главное политическое событие года – саммит глав государств СНГ. Хотя ранее он был запланирован на двадцатые числа сентября. Судя по всему, старт форума Содружества был скорректирован под первый официальный визит президента России Дмитрия Медведева в эту страну, намеченный на 9 число.
Только Киргизия из всех центрально-азиатских республик оставалась вне зоны нынешней активности российских лидеров. Напомним, после инаугурации Дмитрий Медведев трижды посетил Казахстан. По разу он слетал в Таджикистан и Туркмению. С большой экономической программой в Узбекистане побывал премьер Владимир Путин.
Между Манасом и Кантом
В ряду российских партнеров в Центральной Азии Киргизия стоит особняком: здесь на расстоянии 25 км друг от друга расположены военные структуры НАТО и ОДКБ.
Вначале – о первой. Авиабаза, обосновавшаяся в международном аэропорту «Манас» под Бишкеком в 2001 году, должна была оставаться «до окончания антитеррористической операции в Афганистане», как значится в договоре между правительствами Киргизии и США. Однако натовская операция «Несокрушимая свобода» до сих пор не увенчалась успехом. Кроме своей основной миссии – снабжение горючим и припасами американские военные структуры в Афганистане – авиабаза «Манас» может выполнять еще как минимум две задачи. Так, по заявлению посла России в Афганистане Замира Кабулова, нельзя исключить, что «Манас» может использоваться для транспортировки наркотиков через Бишкек в Европу. Натовская база в Киргизии выполняет еще и разведывательную функцию. Помимо стран Центральной Азии, основным «объектом внимания» НАТО является Китай.
В свое время экс-президент Киргизии Аскар Акаев выступил против стремления США разместить на авиабазе «Манас» самолеты АВАКС, способные осуществлять радиоэлектронную разведку вглубь территории Китая. Не исключено, что отказ способствовать подобной инициативе стал одной из причин падения акаевского режима в результате «тюльпановой революции» в 2005 году.
Пример своего предшественника, похоже, не останавливает нынешнего президента Киргизии Курманбека Бакиева в его стремлении усидеть «на двух стульях». Громко называя Россию «стратегическим партнером», он продолжает «многовекторно» лавировать между Москвой, Вашингтоном и Пекином.
20 февраля 2008 года Бакиев в интервью агентству «РИА Новости» и телеканалу Russia Today заявил: «Мы будем ставить вопрос о выводе американской военной базы. Это однозначно». Подобное он говорил и ранее. Но летом 2008-го США выразили готовность «вложить в развитие Киргизии» очередные 150 миллионов долларов, и заявления Бакиева стихли. Однако из этих сумм в бюджет республики попадает лишь десятая часть. Остальное идет на финансирование неправительственных организаций (здесь их свыше 10000) и СМИ, действующих в антироссийской логике. Под вывеской бишкекского центра поддержки СМИ открыта американская типография. В наблюдательный совет центра, между прочим, входит кандидат в президенты США Джордж Маккейн. В свое время тут печатались гигантские тиражи антиакаевских СМИ. И сегодня местные аналитики не берутся гарантировать, что поступающие в республику американские миллионы «на поддержку развития» не будут использованы против нынешнего руководства.
Главное, что удерживает власти Киргизии в их отношениях с США, – внешний долг страны, достигший 2,2 миллиарда долларов. При этом сотрудничество Бишкека с Соединенными Штатами не решает все проблемы республики. И размеры американского «пряника» в виде 150-миллионного транша явно меркнут перед перспективой остаться с Россией.
Кант, райцентр рядом с Бишкеком, где дислоцируется военно-воздушная компонента коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ, стал существенным фактором сдерживания внешних угроз для Киргизии, как, впрочем, и других стран Центральной Азии. Кстати, очень скоро возможности авиабазы «Кант» расширятся. В ходе своего летнего визита в Душанбе президент Дмитрий Медведев заключил с Эмомали Рахмоном соглашение о совместном использовании военного аэродрома в таджикском Гиссаре. По оценкам российских военных аналитиков, связка «Кант – Гиссар» сама по себе будет достаточно сильна, чтобы обеспечить ОДКБ необходимые оперативные возможности в регионе. Что касается натовцев в Манасе, то, по мнению политического и военного руководства России, их присутствие не мешает российской военно-воздушной базе выполнять свои боевые задачи.
Самой Киргизии придется, по мнению директора киргизского филиала Института стран СНГ, профессора Александра Князева, выбирать между Москвой и Вашингтоном. По данным осведомленных источников в МИД Киргизии, накануне саммита СНГ, в ходе личной встречи с Курбанбеком Бакиевым Дмитрий Медведев может поднять вопрос о пребывании авиабазы США. Впрочем, право давить на Бишкек Россия способна предоставить лидеру ШОС – Китаю. Развивая в Центральной Азии новую систему сдерживания интересов Запада, Москва и Пекин намерены добиваться от членов Шанхайской организации сотрудничества большей разборчивости в выборе партнеров, особенно в военной сфере.
Веерные подключения Москвы и Минска
Что касается экономики, по большому счету, России в Киргизии нужно одно – вменяемые и нормальные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Путин в августе прошлого года уже говорил Бакиеву, что Россия готова вложить в экономику Киргизии 2 миллиарда долларов. «Под конкретные проекты», – подчеркнул Путин.
Эти же слова он адресовал в сентябре этого года побывавшему в Москве киргизскому премьеру Игорю Чудинову. Есть и конкретные адреса для вливания российского капитала – устаревшие киргизские ГЭС. Но что-то, видно, не срослось у бишкекских чиновников. В результате из-за острой нехватки электроэнергии власти республики пошли на массовые веерные отключения света. К слову, схожие проблемы испытывает и Таджикистан.
Только курс на стратегический альянс государств региона с Россией позволит им обеспечить в том числе и энергетическую безопасность.
Веерным включением предложений по размещению крупного российского бизнеса Кремль всерьез рассчитывает упрочить свое стратегическое присутствие в Центральной Азии. Киргизия в отличие от соседей по региону пока не может похвастать совместными с Россией прорывными проектами.
Большего в этом смысле удалось добиться Белоруссии. 11 октября Александр Лукашенко разрежет ленточку на предприятии по сборке белорусских тракторов в Киргизии. Еще и для этой цели он на денек задержится в Бишкек после саммита. Выпуск 500 тракторов «Беларусь» ежегодно помогут республике реанимировать аграрную отрасль.
Прослеживаются у Лукашенко к Киргизии и политический интерес. Сотрудничая с Бишкеком в ОДКБ и ЕврАзЭС, Минск рассчитывает иметь Киргизию ко-партнером в ШОС. Тем самым белорусский президент хочет закрепиться на азиатско-тихоокеанском направлении.
Элла Таранова, Дмитрий Евлашков
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции