Хады Раджабли: «Приоритетами в нынешний момент должны быть открытие трудоемких рабочих мест и социально-экономическое развитие регионов»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем постоянной комиссии Милли Меджлиса по социальной политике Хады Раджабли
- С чем пришла ваша комиссия на нынешнюю осеннюю сессию? Какие законодательные акты вы сами считаете наиболее важными?
- В нашей комиссии имеется уже готовый проект закона «О детском и юношеском спорте», прошедший первое чтение; мы намереваемся представить его на второе чтение. Мы хотим включить в этот документ некоторые императивные нормы с тем, чтобы закон реально работал. Сюда входят такие вопросы, как зарплата преподавателей физкультуры и тренеров, их освобождение от платных услуг, учет детского спорта в градостроительстве и др. Сегодня в столице строится множество высотных зданий, но ни при одном из них нет детских площадок. Еще у нас есть проект закона «О репродуктивном здоровье». Есть такие, кто выступает за безоглядное увеличение рождаемости, но я с этим не согласен, потому что демографическая ситуация в нашей стране вполне удовлетворительная, тревожных симптомов нет.
Сегодня мы должны сосредоточить усилия на сохранении нынешней тенденции, на борьбе против материнской и детской смертности. К тому же есть немало бесплодных женщин, и это само по себе значительная проблема. Есть семьи, которые рождают одного ребенка, а дальше у них дети не рождаются. В регионах, особенно в сельской местности, низок уровень гинекологического обслуживания, вообще гинекологическое здоровье женщин оставляет желать много лучшего. Новорожденные в большинстве случаев очень слабы. То есть проблем достаточно, и упомянутый мной законопроект как раз и нацелен на их решение.
- А еще, какие законопроекты, на ваш взгляд, должны быть приняты?
- Очень хотел бы увидеть обсуждение и принятие проекта закона «О социальной защите молодых семей». Я лично занимаюсь подготовкой этого законопроекта, вокруг которого уже давно идут споры, и стараюсь, чтобы документ получился максимально качественным. Считаю необходимым принятие закона, запрещающего курение в общественных местах, и надеюсь, что наша комиссия подготовит и представит в парламент соответствующий документ. Необходимо принятие закона «О ритуалах», также вызывающего оживленные споры. Мы пришли к выводу о необходимости правового регулирования организации свадебных и похоронных церемоний, координации заинтересованных ведомств. В качестве координирующего органа лично я вижу Министерство культуры и туризма, которое будет выдавать лицензии на проведение таких церемоний и управлять ими. Сумма вознаграждений певцам на свадьбах, непомерные цены в ресторанах и домах торжеств – все это нуждается в упорядочении, а для этого необходим координирующий центр. Рыночная экономика не означает вседозволенности. Есть у нас на руках также проект закона «О паралимпийском движении», который также должен быть принят. В обновлении нуждается законодательство, связанное со СПИД. Жизнь диктует принятие множества законов, но мы не можем в короткий срок подготовить и представить их все. Наибольшее же внимание на осенней сессии мы уделим закону «О репродуктивном здоровье».
- Будет ли, на ваш взгляд, бюджет будущего года таким же социально ориентированным и инвестиционно емким, как нынешний?
- Прежде мы оценивали социальную ориентированность бюджета как положительный факт, но сейчас я против этого. Бюджет, половина которого направлена на социальные цели, - плохой бюджет. Возможно, что значительные средства вновь будут выделены на социальные программы, но важно установить приоритеты. Лично я считаю, что приоритетами в нынешний момент должны быть открытие трудоемких рабочих мест, социально-экономическое развитие регионов, развитие сельского хозяйства, а для этого требуется предоставление кредитов на развитие малого бизнеса в провинции. Словом, наш бюджет должен быть бюджетом развития, инвестиционно емким и социальным. Лишь при сочетании этих трех условий он будет эффективным.
- На нынешней сессии планируются изменения в Трудовом и Семейном кодексах?
- Ведется мониторинг обоих этих кодексов. Для внесения в законодательные документы масштабных изменений требуется внимательный подход. Есть вопросы, не терпящие отлагательства, а есть такие, которые могут и подождать. С учетом этого мы будем продолжать работу и по мере необходимости вносить в эти кодексы изменения.
- Как вы относитесь к предложениям об увеличении брачного возраста и введении обязательного предъявления новобрачными справок о здоровье?
- Пока этот вопрос обсуждается, говорить о конкретных вариантах рано. Одни настаивают на увеличении брачного возраста, другие выступают против. Что до медицинских справок, то к принуждению здесь прибегать нельзя. Кроме того, в законодательстве оговорена конфиденциальность некоторых заболеваний. С другой стороны, есть нормы, по которым новобрачные вправе получить информацию о своем здоровье.
- По-вашему, каким должен быть брачный возраст для мужчин и для женщин?
- Я согласен с существующим нормами, согласно которым для юношей брачный возраст составляет 18 лет (в исключительных случаях 17), а для девушек – 17 (в исключительных случаях 16). В нашей стране очень немногие девушки выходят замуж в 16-летнем возрасте, и потому я за сохранение действующих норм.
Кямиль Хамзаоглу