Армянский политолог: «Армения и Азербайджан - сиамские близнецы, сцепленные Карабахским конфликтом» | 1news.az | Новости
В мире

Армянский политолог: «Армения и Азербайджан - сиамские близнецы, сцепленные Карабахским конфликтом»

16:23 - 23 / 10 / 2008
Армянский политолог: «Армения и Азербайджан - сиамские близнецы, сцепленные Карабахским конфликтом»

«Сегодня регион Южного Кавказа меняется, и особенно – для России», - сказал в интервью агентству «Новости-Армения», комментируя итоги визита президента России Д.Медведева в Ереван, директор Института Кавказа, член Экспертного совета РИА Александр Искандарян.

«Российско-грузинские отношения в последние годы никогда не были особенно хорошими, но сейчас Грузия для российской политики превращается в «черную дыру», причем во всех планах – в коммуникационном, политическом, экономическом. Регион для России теперь состоит из Армении и Азербайджана. Президент России Дмитрий Медведев был в Азербайджане, и после этого он не мог не побывать и в Армении, это очевидно. Более того, его визит в Ереван не должен был отличаться от визита в Баку даже по протяженности времени. Если иметь дело с Арменией и Азербайджаном, то эти страны нужно воспринимать в качестве некоей конструкции сиамских близнецов, сцепленных Карабахским конфликтом», - отмечает Искандарян.

«Когда Медведев озвучил возможность встречи трех президентов и выразил надежду, что она состоится в России, он, вероятно, имел в виду глав Армении, Азербайджана и России. Что касается неучастия в переговорном процессе самого Нагорного Карабаха, то здесь, мне кажется, нельзя танцевать танец одному. Если бы Медведев заговорил о встрече в формате президентов России, Армении и НКР, то лидер Азербайджана отказался бы, поскольку сегодня он отказывается от контактов с президентом Карабаха.

Дело в том, что данная встреча не имеет целью урегулировать Карабахскую проблему. Такие встречи происходят постоянно, и они имеют к Карабаху гораздо меньшее отношение, чем к российско-армяно-азербайджанскому треугольнику. Карабахская проблема и процесс ее урегулирования имеют хоть и связанные, но очень разные форматы. Главное, что я вынес из визита Медведева, это то, что российский лидер приезжал с довольно обычным визитом, оказывал обычное давление.

Ничего экстраординарного вокруг Карабахского конфликта не происходит. Политические лидеры говорят то, что им полагается: оппозиционеры – о том, что все отвратительно, а власти – либо молчат, либо говорят, что все в порядке. Но достаточно открыть любую газету и увидеть, что люди пребывали в напряжении в течение всего визита Медведева и вздохнули с облегчением после его завершения. И причина этого кроется в довольно неблагоприятных социальных настроениях.

Армянское общество хочет бояться и быть неуверенным. Существует некий запрос на неуверенность, боязнь, панику, некая установка на потери. Что поделаешь – это социальные настроения, армянское общество довольно сильно фрустрировано после событий 1 марта, и некоторые особенности менталитета и политической риторики усилены нынешней ситуацией. Множество людей, недовольных политической ситуацией, переносят свое недовольство и на внешнеполитическую сферу.

С этим никто не борется, и почти ничего не противопоставляется. Пропаганда этому противостоять не может, потому что в ответ на то, что все плохо, нельзя говорить, что все хорошо. Для этого противостояния нужна политическая наука, аналог народного телевидения или газет, которых практически нет. Для этого нужно пытаться говорить с той основой, которая влияет на любое общественное мнение, а в этой среде звучат высказывания о том, что Нагорный Карабах завтра кому-нибудь отдадут. В последнее время этот процесс усилился. Подобного рода мнения продуцируются представителями интеллигенции, журналистами, общественными лидерами, которые потом распространяются.

Все решения по карабахскому вопросу уже известны, все варианты урегулирования уже лежат на столе, все уже сделано. Проблема в балансе сил. Это довольно сложная структура, на которую влияют в том числе географическая, военная, военно-политическая, военно-экономическая составляющие, компоненты армянского лоббинга в разных странах, взаимоотношения различных мировых субъектов, антитурецкие настроения среднего класса Франции и многое другое», - отмечает армянский эксперт.

«Фактор Турции в общем балансе сил вряд ли может стать доминирующим. Природа Южного Кавказа такова, что какой-то отдельно взятый фактор доминирующим стать не может. Этот баланс в отношении Карабахской проблемы, конечно, не вечен, однако я пока не вижу причин для его кардинального изменения в мире. Поэтому ожидать подвижек в этом вопросе пока незачем…», - резюмирует Искандарян.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
1385

Последние новости

Все новости

1news TV