Мигрант-2009
В начале декабря, во время прямой линии общения с российскими гражданами, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о возможности сокращения вдвое квоты на привлечение в Россию гастарбайтеров. Хотя и довольно скептически оценил при этом идею ограничения привлечения иностранных рабочих в целом.
И российское правительство уже внесло поправки в квоты на привлечение трудовых мигрантов в 2009 году. Однако они могут быть не только сокращены, но и, при необходимости, увеличены.
Так, первоначально потребность России в иностранной рабочей силе в будущем году, на основе заявок работодателей из регионов, была оценена в 3,97 млн человек. В течение года квота могла быть увеличена на 30% (резерв), в зависимости от реальной ситуации. В результате последних правительственных поправок квота осталась прежней (почти 4 млн трудовых мигрантов), но резерв квоты изменен до 50%, причем он может колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Решение об изменении квоты будет принимать Министерство здравоохранения и социального развития РФ – в рамках коридора от 2 до 6 млн человек. Как уже заявили в Минздраве, первоначально квоты будут распределены по регионам в размере 50% от их заявок, а в конце первого квартала 2009 года – скорректированы по фактической ситуации. И, скорее всего, сокращены.
О том, что потребность в иностранной рабочей силе в 2009 году действительно будет сокращаться, уже официально заявила Москва. Экономическая ситуация такова, что одним из наиболее пострадавших секторов хозяйства на данный момент оказалось строительство. А именно стройкомплекс российской столицы использовал наибольшую часть городской трудовой квоты – до 40%.
Правда, официальные цифры о количестве мигрантов в Москве и реальные данные сильно отличаются. Так, префект Центрального округа столицы (ЦАО) Алексей Александров сообщил на днях, что с начала года в столице официально зарегистрировано 1,5 млн мигрантов, разрешения на работу получили 400 тысяч, при этом официальные уведомления от работодателей пришли лишь на 250 тысяч человек. А московская квота на 2008 год составляла сначала 105 тысяч из стран с визовым режимом (в том числе Китай) и 195 тысяч из стран с безвизовым режимом (почти все государства СНГ). В течение года столичная квота по факту выросла почти вдвое, но в 2009 году она, скорее всего, будет сокращена до 250 тысяч человек.
«В Москву должны ехать только те специалисты, которые здесь востребованы», - считает префект ЦАО. По его мнению, в ближайшее время рынок труда Москвы может быть перенасыщен безработными иностранными мигрантами, что станет серьезной проблемой для города. Так, более 40% преступлений в российской столице в прошлом году были совершены иногородними или иностранными гражданами.
Чтобы решить актуальный для Москвы вопрос контроля за приезжими работниками, в 2009 году станет массовой выдача миграционных карт.
«Миграционные карты для иностранных работников, которые были разработаны правительством Москвы, массово будут вводиться со следующего года и позволят отслеживать, где находятся мигранты, есть ли у них разрешение на работу, определить их медицинское состояния», - рассказал Михаил Соломенцев, руководитель Комитета по межрегиональным связям и национальной политике столицы. В этом году почти 2000 человек уже получили такие электронные карты. «Эта карта станет гарантией для самого работника в его правах и безопасности», - отметил чиновник.
Как сообщила газета «Коммерсант», сейчас в Совете Федерации (верхняя палата российского парламента) готовятся проекты и поправки в законы, которые напрямую коснутся правового положения трудовых мигрантов в России. В частности, чтобы легализовать мигрантов, работающих не на крупные компании, а на частных лиц, россиянам будет предложено приобретать для них патенты.
Патент на использование иностранного рабочего будет стоить физическому лицу (нанимателю) от 1,5 до 2,5 тысяч рублей в месяц, в зависимости от региона. В первую очередь речь идет о домашнем или дачном труде – это домработницы, няни, ремонтники, сторожи, садовники. Патент освободит мигранта от необходимости получать разрешение на работу, от подоходного налога и гарантирует, как минимум, медицинскую страховку.
Процедура выдачи патентов пока лишь обсуждается, вопросов много. В частности, официальное годовое разрешение на работу стоит сегодня порядка 1 тысячи рублей (для иностранцев из ближнего зарубежья). Вряд ли кто-то добровольно станет оплачивать патент, стоящий в год в 15 раз больше.
Другое предложение – ввести для мигрантов экзамен по русскому языку для получения разрешения на работу и проживания в России. В настоящее время подобное тестирование обязательно только при получении российского гражданства. Разработчики законопроекта предлагают включить сертификат о знании русского языка в список обязательных документов для получения разрешения на временное проживание и вида на жительство (это требование не будет касаться иностранцев, временно проживающих в России вне государственных квот, например, близких родственников).
Форму сертификата и порядок его выдачи определит правительство России. За основу самого экзамена для мигрантов планируется взять программу ТРКИ (тестирование по русскому языку как иностранному). Она, аналогично американскому экзамену TOEFL, предусматривает шесть уровней владения русским – от «элементарного» до «свободного». Мигранту достаточно будет получить сертификат об элементарном владении русским языком (словарный запас примерно из 780 слов), что позволяет разговаривать на бытовом уровне, понимать требования техники безопасности при устройстве на работу и общаться с правоохранительными органами. Министерство образования готово дополнить «элементарный» тест так называемыми «профессиональными модулями» (по 300 слов каждый) для конкретных специальностей.
Один из авторов этого проекта, член Совета Федерации Владимир Слуцкер обращает внимание, что, по данным соцопросов, неприязнь к иностранцам демонстрируют сегодня до 70% россиян. И одна из называемых причин этого – плохое знание мигрантами русского языка.
Ольга Серова
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции