У NABUCCO шансы растут
Еще неизвестно, когда будет поставлена точка в затянувшейся российско-украинской газовой войне, которая является серьезной головной болью для европейских стран.
Россия, стараясь продемонстрировать, что готова к широкому обсуждению и принятию взаимоприемлемого решения проблемы, инициировала созыв газового саммита в Москве, пригласив все заинтересованные стороны на мероприятие. Но украинская сторона, Польша и Литва заявили, что такой саммит должен проходить на территории стран, не участвующих в газовом конфликте. Но постольку поскольку Москва не отказалась от своей идеи, Польша прилагает усилия для организации альтернативного газового саммита в Киеве. К тому же, стало ясно, что на Московском саммите многие приглашенные страны будут представлены не главами государств, а министрами энергетических ведомств. Такое отношение к Московскому саммиту может привести к провальному финалу данного мероприятия. Сегодня большинство европейских стран, страдающих от российско-украинского газового конфликта, куда больше заинтересовано в проведении газовых саммитов, посвященных альтернативным энергопроектам, снижающим энергетическую зависимость Европы от России.
Один из таких саммитов, посвященный газопроводу NABUCCO, будет проведен 26-27 января в Будапеште. В свете последних событий данное мероприятие приобретает особый оттенок. Хотя вопрос об этом проекте давно является предметом серьезных обсуждений между странами, которые добиваются диверсификации маршрутов транспортировки энергоносителей и обеспечения энергобезопасности Европы, и были проведены уже четыре энергетических саммита по данным проблемам, в силу определенных причин пока дело дальше твердых заверений о желании реализации данного проекта не продвинулось.
Этому есть несколько объяснений: а) стоимость проекта оценивается в почти 8 млрд.евро, что является немалой суммой в момент мирового финансового кризиса. К тому же некоторые эксперты не исключают увеличения требуемых расходов до 10 млрд.евро; б) не слишком большая привлекательность проекта без реализации Транскаспийских энергопроектов, которые должны подключаться к NABUCCO; в) нестабильная политическая ситуация (межэтнические конфликты) на Южном Кавказе, через территорию которого должен пройти газопровод; г) не очень четкая позиция европейских стран и компаний, участвующих в строительстве газопровода, которые заинтересованы в реализации проекта, чем умело пользуется Россия; д) Москва, наблюдая такую неопределенность, старается добиться раскола в рядах этих стран, ведет закулисную дипломатию с некоторыми ведущими европейскими странами.
Поэтому со стороны Германии и Франции не наблюдаются четких позиций в российско-украинской газовой войне. Кроме того, Россия упорно добивается оптовой закупки по высокой цене «голубого топлива» у стран-производителей, чье участие предполагается в альтернативных энергопроектах. Все эти моменты доказывают, что пока идет процесс «перетягивания каната» между Москвой и Брюсселем за душу Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. Можно было ожидать, что Европа будет проявлять активность в реализации NABUCCO уже в начале 2007 г., после первого газового конфликта между Москвой и Киевом в конце 2006 г. Но, судя по всему, тогдашнее относительно быстрое решение проблемы притупило у Европы чувство оперативности. Хотя новоявленные члены Евросоюза (ЕС) в этом плане оказались более прозорливыми, что доказывает их серьезная активность в организации четырех энергетических саммитов, посвященных альтернативным энергетическим маршрутам. Предполагаю, что нынешний газовый конфликт между двумя постсоветскими странами вынудит европейские страны предпринять серьезные шаги в вопросе реализации альтернативных энергопроектов.
Но и здесь не все так просто. Москва, изначально рассчитав динамику развития газовых конфликтов с Украиной, уже с некоторых пор лоббирует реализацию двух газопроводов в обход Украины: 1) проект газопровода «Северный поток» (Nord Stream) из
России в Германию по дну Балтийского моря. Но, по мнению Польши и других стран, которые «Северный поток» обойдет стороной, этот проект ставит под угрозу единство Евросоюза. Есть также обеспокоенность проблемами экологии. Но Еврокомиссия рассматривает его в качестве приоритетного. Видимо, августовские события на Южном Кавказе вынудили ЕС склоняться к реализации данного проекта. Тут не последнюю роль играет и то, что две известные немецкие компании представлены в рамках этого проекта, а совет акционеров Nord Stream возглавляет бывший канцлер Германии Г.Шредер, которому, по разным оценкам, определена годовая зарплата в размере от двухсот тысяч до одного миллиона евро. Вот когда играют незаменимую роль дружеские отношения между отдельными главами государств и в прошлом, и в настоящем. Наверное, поэтому, когда президент России Д.Медведев в Москве принимает участников газового саммита, премьер-министр В.Путин поспешил провести переговоры в Берлине с А.Меркель; 2) «Газпром» продавливает реализацию и второй части своего маневра двойной осады. Это строительство трубопровода «Южный поток», который должен пройти по дну Черного моря на Балканы. «Газпром» заключил соответствующее соглашение с Болгарией и Сербией, а также с итальянской компанией Eni. Но Брюссель с опаской относится к данному трубопроводу, как составляющему прямую конкуренцию проекту NABUCCO. Обратим внимание на то, что оба проекта должны пролегать по дну моря. Странно, что Россию, которая в вопросе Транскаспийских проектов сильно беспокоит экологическая проблема, в реализации вышеуказанных проектов данная проблема не тревожит. Москва также вместе с Ираном долгие годы блокирует решение вопроса определения статуса Каспия. Но есть одна существенная деталь, которая в сравнении с этими проектами играет в пользу NABUCCO. Проекты «Северный поток» и «Южный поток» не избавляют Европу от российской энергетической зависимости. Наоборот, все больше углубляя ее, превращают Европу в пленника геополитических капризов Москвы. При этом из игры выводится Украина, которая стремится к евроинтеграции и вступлению в НАТО. После этого Россия будет диктовать свою экономическую и политическую волю и Европе, и Украине, как ей хочется. Вряд ли такой момент будет способствовать укреплению позиций Запада на постсоветском пространстве.
Кроме того, проектная стоимость двух газопроводов, лоббируемых Россией, оценивается почти в 28 млрд.долл., что дороже NABUCCO в 3,5 раза. Реализация же проекта NABUCCO существенным образом облегчает эту зависимость Европы от российских капризов, и служит делу укрепления позиций Запада и на Украине, и на Южном Кавказе, и в Центральной Азии. К тому же, NABUCCO позволяет странам-производителям, странам-транзитерам и странам-потребителям, миновав «Газпромовскую» монополию, напрямую заключать договора о купле-продаже и транзитах.
Предполагаю, что и ценовая политика в этом случае будет более реальной, чем агрессивная ценовая политика «Газпрома». Чехия уже заявила, что поиск альтернативных поставщиков и транзитных путей в обход России будет абсолютным приоритетом ее председательства в ЕС. Даже Молдова, которая до этого сделала несколько сомнительных заявлений насчет ГУАМ, сегодня твердо заявляет о своем желании присоединения к проекту NABUCCO. Госсекретарь новой президентской администрации Х.Клинтон, со своей стороны, тоже заявила, что будет прилагать все усилия для активизации действий европейских стран в реализации NABUCCO. Участники проекта также озвучили свое желание увеличить проектную мощность NABUCCO с 32 млрд.куб.метров до 40 млрд.куб.м. Такие заявления внушают большой оптимизм в вопросе реализации проекта.
Еще один момент. Иран давно проявляет особый интерес к NABUCCO. А недавно министерство энергетики Ирана заявило, что эта страна не прочь вложить капитал в нефтегазовый сектор Азербайджана в размере 1,7 млрд.долл. Пока участие Ирана в проекте NABUCCO является маловероятным из-за натянутых отношений между ним и Западом (особенно с США), но политика изменчива. При сильном желании обе стороны, наступив на горло своей гордыне, могут прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Ведь могут же США спокойно взирать на тесные отношения «форпоста» России на Южном Кавказе Армении с Ираном, когда и Иран, и Россия являются их антагонистами. Тем более что новый президент США Б.Обама выразил готовность наладить нормальные отношения с Ираном. Установление нормальных отношений между США и Ираном не только ускорит реализацию NABUCCO, но и может способствовать скорейшему решению вопроса о статусе Каспия и реализации Транскаспийских проектов. Естественно, что Россия всячески будет стараться помешать этому. Да и сама Москва этого не скрывает. Президент России Д.Медведев в начале 20-х чисел января совершит визит в Узбекистан, который недавно объявил о своем выходе из ЕврАзЭс. В пакете предложений, который везет российский президент своему узбекскому коллеге, есть и пункт о покупке оптом узбекского газа по цене за 326 долл. за 1000 куб.метров. Если учесть то, что у России есть договор с Казахстаном и Туркменией о строительстве Прикаспийского газопровода и ее стремление не допустить усиления китайского влияния в ЦА, можно убедиться в том, что Москва всячески старается не упускать из рук монопольное право на контроль и поставки энергоносителей в любую точку мира из постсоветского пространства.
Сегодня Россия в этом вопросе развернула наступление по всем направлениям «газового фронта». Теперь все зависит от дипломатической поворотливости Европы, чтобы не провалить растущий шанс реализации проекта NABUCCO.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора