Партнеры по СНГ: испытание кризисом
Что ожидает СНГ в текущем году? Реальностью является то, что сейчас все страны Содружества вовлечены в мировой финансово-экономический кризис.
Последние месяцы это отчетливо показали. Финансы и экономика стран – экспортеров углеводородов и металлов оказались весьма уязвимы к резкому ухудшению ценовой конъюнктуры и падению мирового кредитного рынка. Однако, несмотря на обвальный четвертый квартал, общий прирост ВВП по СНГ за год составил 5-6%. Сильно, более чем на 40%, вырос объем торговли между странами Содружества, достигнув 260 млрд. долл. Правда, определяющим фактором роста товарооборота стал рост цен на главные статьи экспорта и импорта (в первой половине 2008 года).
В 2009 году в связи с падением цен на основные экспортные товары существенно понизятся темпы роста экспорта в СНГ, а в некоторых странах его объемы сократятся абсолютно. Неизбежно произойдет сокращение импорта, как потребительского, так и инвестиционного. В свою очередь, экономики страны-экспортеров рабочей силы оказались сильно уязвимы к понижению инвестиционной активности в России и Казахстане - главных потребителях трудовых мигрантов.
Таким образом, мировой кризис, наиболее сильно ударив по странам, широко включенным в процессы глобализации - Россия, Казахстан, Азербайджан, Украина, - сейчас активно распространяется на все остальные постсоветские страны. Взаимосвязанность национальных экономик прослеживается как при их росте, так и при рецессии.
Кризис уже сказался на торговом и платежном балансах стран СНГ, а, следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсах, вызвал сокращение занятости, рост цен на импортные товаров. Эти процессы продолжатся. У многих стран Содружества в 2009 году сильно возрастет внешняя задолженность, но при этом сократятся доходы. Если общий прирост ВВП в 2009 г. и будет иметь место, то он не превысит 3%.
Экономический кризис – момент истины для интеграционных проектов. В ушедшем 2008 г. наметились признаки повышения уровня сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС, началась работа над системой соглашений по созданию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Но сейчас одним из важных инструментов борьбы с экономическим спадом для большинства стран СНГ, скорее всего, станет тарифная и нетарифная защита национального производителя, а также национального рынка некоторых товаров, прежде всего, продовольственных. Это может вызвать сокращение взаимных торгово-экономических связей и тем самым ухудшить экономическое положение большинства новых независимых государств.
Альтернатива этому варианту - движение по пути сплочения. Усилия стран и постсоветских международных организаций в кризисный период должны быть обращены, прежде всего, на предотвращение сокращения торгово-экономических связей и на финансовую поддержку наиболее сильно пострадавших от кризиса стран. Однако движение в сторону сплочения сегодня кажется менее вероятным, чем разобщение.
Начало 2009 года уже показало, что на фоне кризиса происходит обострение застарелых конфликтов и противоречий. Одно из них проявило себя в полной мере - речь идет о «газовом конфликте» России и Украины. Последствия этой войны, учитывая первостепенную важность газовой сферы для постсоветских государств, будут значительны. И вряд ли их можно преодолеть в обозримом будущем. Украина показала свою ключевую роль в доставке газа в Европу и поставила под сомнение одностороннюю ориентацию центральноазиатских производителей газа на Россию. Несомненно, что теперь они будут более активно поддерживать альтернативные проекты транспортировки газа в Европу, минуя как Россию, так и Украину, и ускорят работы по развороту потока углеводородов на Китай, Иран, Пакистан и Индию. В связи с этим может быть поставлен вопрос о целесообразности строительства Прикаспийского газопровода.
«Минное поле» представляют собой и цены, по которым Россия будет получать среднеазиатский газ. В целом газовая сфера несет в себе большой конфликтный потенциал. И он тем больше, чем сильнее колебания цен на этот товар при ограниченном числе продавцов и транзитных маршрутов.
В целом природа конфликтов на постсоветском пространстве во многом объясняется сохраняющейся высокой степенью взаимозависимости стран СНГ друг от друга. Эта унаследованная от советского времени взаимозависимость прослеживается по многим линиям: от поставок топлива и сырья, транспорта, транзита до рынка труда. В рыночных условиях жесткая зависимость друг от друга делает неизбежными попытки отдельных стран обернуть в свою пользу те или иных повороты конъюнктуры. Нарушение равновесия остро воспринимается страдающими странами, которые стремятся как-то компенсировать потерянное. Нередки попытки использовать практически безальтернативную зависимость в целях достижения политических целей.
Устранение унаследованных взаимозависимостей требует большого времени. Кроме того, борьба с экономической зависимостью от партнеров по региональным группировкам по своей сути противоречит духу сотрудничества и интеграции, противоречит принятой осенью Стратегии экономического развития СНГ.
Можно, к сожалению, констатировать, что сегодня СНГ, ЕврАзЭС и Союзное государство Белоруссии и России не располагают эффективными институтами предупреждения и разрешения потенциальных конфликтов - за исключением личных встреч высших должностных лиц государств. Но и они, как показал российско-грузинский конфликт и текущий российско-украинский, не всегда способны «разрулить» критические ситуации. Приходится обращаться к ЕС.
На наш взгляд, можно и нужно усилить арбитражную роль упомянутых региональных организаций на начальной стадии конфликтов. Следует разработать в рамках СНГ и ЕврАзЭС подходы к разрешению ситуаций, в которых сталкиваются интересы страны-монополиста производителя товара или услуги и страны-потребителя. Однако для этого необходим определенный уровень взаимного доверия между государствами, уважения к интересам друг друга, готовности к поиску компромиссов. Все это возможно только при условии веры в задуманные проекты регионального сотрудничества, веры в их хорошее и долгое будущее, которая преломляется в соответствующей политике стран-участниц. В 2009 году мы, вероятно, получим ответ, существует ли в действительности такая вера - или речь идет о чем-то другом.
Леонид Вардомский, руководитель Центра СНГ Института экономики РАН
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.