Президент Барак Обама и внешнеполитическая линия США на Ближнем Востоке | 1news.az | Новости
Точка зрения

Президент Барак Обама и внешнеполитическая линия США на Ближнем Востоке

14:42 - 21 / 01 / 2009
Президент Барак Обама и внешнеполитическая линия США на Ближнем Востоке

Вчера Барак Хусейн Обама вступил в должность президента США. За всю 250-летнюю историю США впервые президентом стал афроамериканец, имеющий мусульманские корни.

Избрание Обамы связывают со стремлением широких кругов населения изменить политику страны. Однако определенную роль в успехе Обамы сыграли личные качества этого молодого и незаурядного члена американского сената от штата Иллинойс, где он в 2004 году также весьма убедительно победил своего соперника-республиканца и стал единственным чернокожим сенатором, пятым за всю 233-летнюю историю американского сената. Помогло Обаме и то, что американцы «устали от мертвой зоны, в которую превратилась сейчас политика... Первоочередные потребности нации не замечаются... Нам, как никогда раньше, нужна другая политика, такая, для которой самыми важными будут идеалы и взгляды, общие для всех американцев». Именно так изложил свое кредо Барак Обама в книге «Дерзость надежды». Его предвыборный девиз «Перемены, в которые мы можем поверить» упал на благодатную почву.

Как говорится, «короля играет свита». Сам Обама не очень искушен в международных делах. Но у него сильная «звездная» команда крупнейших специалистов по международным делам. И эту команду, к сожалению, никак не назовешь «голубиной стаей». А именно она и будет формировать внешнеполитическую линию нового президента. Это Збигнев Бжезинский, бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, сенатор-республиканец Ричард Лугар, специалист по постсоветским странам профессор Майкл Макфол, бывший постоянный представитель США при ООН Ричард Холбрук. Обаму поддержали также бывший госсекретарь республиканец Колин Пауэлл, министр обороны США Роберт Гейтс.

Стоит отметить, что администрация нового президента США Обамы вынуждена будет выстраивать свою внешнеполитическую линию на Ближнем Востоке с учетом нескольких факторов. Это, во-первых, крайне негативные последствия политики предыдущей администрации в исламском мире, которые привели здесь к небывалому росту антиамериканизма. Во-вторых, развивающийся глобальный системный кризис, и, несмотря на временное понижение цен, продолжающаяся острейшая конкуренция за доступ к важнейшим источникам нефти и газа. В-третьих, на Большом Ближнем Востоке неуклонно возрастает вероятность крупномасштабной региональной войны, в том числе с использованием ядерного оружия. В-четвертых, переход ситуации в этом регионе в принципиально новую фазу.

Испытание Обамы израильско-палестинским конфликтом по сути является испытанием ближневосточной политики США, что неизбежно повлияет на дальнейшее развитие ситуации на Ближнем Востоке. Пока же Обама объявил о выводе американских войск из Ирака, он также заявил, что Ближний Восток перестал быть центральным полем битвы антитеррористической войны, взоры США будут обращены на Афганистан и Пакистан. Это означает возможность уменьшения внимания США к вопросам безопасности Израиля. Но израильско-палестинский конфликт представляет собой ядро ближневосточной проблемы. Способы разрешения Обамой нынешнего израильско-палестинского кризиса не только раскроют суть ближневосточной политики новой американской администрации, более того, на их основе сформулируется новый фундамент будущих американо-израильских отношений и отношений между США и арабским миром.

Источники, приближенные к новоизбранному президенту США, утверждают, что Барак Обама стремится осуществить честолюбивый план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, основанный на так называемой «саудовской инициативе» 2002 года. Согласно ей, арабские беженцы, покинувшие Палестину в 1948 году (после образования Государства Израиль и войны за независимость) не получат гарантированное право на возвращение, но Израиль будет должен вернуть Сирии Голанские высоты и согласиться на то, чтобы Восточный Иерусалим стал столицей арабского государства Палестина.

Для анализа будущей политики США на Ближнем Востоке в Иерусалиме считают важным учесть и меморандум, опубликованный несколько месяцев назад в Washington Post Збигневом Бжезинским (который был советником по национальной безопасности у президента Картера) и Брентом Скоукрофтом (занимал тот же пост в администрациях Джорджа Буша-старшего и Джеральда Р. Форда). Советники рекомендуют Обаме не терять времени и максимально поддержать «саудовскую инициативу» в первые 6-12 месяцев своей президентской каденции. В меморандуме будущему президенту советуют уделить повышенное внимание проблеме ближневосточного урегулирования. Главные четыре пункта, которые, скорее всего, возьмет Барак Обама на вооружение, следующие: возвращение, с незначительными коррективами, к границам 1967 года; компенсации палестинским беженцам, как замена права на возвращение; Иерусалим – «общий дом» для столиц двух государств; демилитаризация будущего палестинского государства.

Во время посещения Израиля в июле 2008 года Барак Обама облетел на вертолете Иудею и Самарию. Сопровождавшие его министр обороны Эхуд Барак и глава МИД Ципи Ливни показали будущему президенту США, как могли бы пройти границы между Израилем и государством Палестина.

Данная поездка выделялась своей исключительностью. Во-первых, она подчеркивала особый характер американо-израильских взаимоотношений: тогдашний лишь кандидат в президенты США публично выступил с обязательствами, относящимися к обеспечению безопасности еврейского государства: «Я здесь для того, чтобы укрепить особые отношения, сложившиеся между США и Израилем. … Безопасность Израиля является одной из моих задач. Надеюсь, я эффективно справлюсь с этим, как сенатор или как президент», – сказал Обама. Во-вторых, пикантность визиту добавлял тот факт, что Обама, исповедующий христианство, имеет мусульманские корни. Это настораживало израильтян, а вместе с ним и избирателей-евреев в США, особенно на фоне заявлений Обамы о необходимости наладить прямой диалог между Тегераном и Вашингтоном, перспектива чего также пугает Израиль. В то же время в мусульманских странах и среди американцев, исповедующих ислам, происхождение Обамы, напротив, могло сыграть позитивную роль на выборах. Поэтому задачей Обамы было не только продемонстрировать свое умение ориентироваться во внешней политике и в вопросах безопасности, но и одновременно постараться привлечь еврейское лобби, не теряя при этом симпатии мусульман. С этой точки зрения, принимая во внимание мусульманские корни новоизбранного президента США, в Израиле, стране, находящейся в состоянии конфликта с большинством стран арабского мира, подобного кандидата в президенты США встречали с нескрываемым скептицизмом.

Выступая 4 июня 2008 года на конференции AIPAC (израильского лобби в США), Барак Обама произнес самую произраильскую речь за всю свою политическую карьеру: «Став президентом, я буду выполнять меморандум о взаимопонимании, который предоставляет Израилю 30-миллиардную поддержку в ближайшие десять лет. Это инвестиции в безопасность Израиля, которые никогда не получит другая страна. Мы должны экспортировать военное оборудование нашему союзнику Израилю на тех же принципах, что и НАТО», - заявил Обама, перекрикивая овации. Он заверил собравшихся, что ни за что не сядет за стол переговоров с ХАМАС, пока тот не признает право Израиля на существование и не прекратит насилие. Во время июльского визита в израильский город Сдерот , граничащий с сектором Газы, сенатор Обама заявил, что и он бы отреагировал, если бы его дом обстреливали. Обама также отметил сложность ведения переговоров с группировкой ХАМАС, которая не «представляет государство, не признает право Израиля на существование, постоянно использовала террор в качестве оружия и находится под влиянием других стран».

Однако ситуация с перспективой «саудовской инициативы» на сегодняшний день под вопросом после того, как Израиль вынужден был начать антитеррористическую операцию против режима ХАМАС в Газе. Эта первая война 2009 года наверняка задаст тон всей международной политике, и не только на Ближнем Востоке. В первую очередь война между Израилем и ХАМАС привела к определенной радикализации во всех арабских странах. С начала данной операции в Египте, Сирии, Иордании, Ливане и прочих странах региона проходили многотысячные манифестации в поддержку ХАМАС. Их участники протестуют не только против действий Израиля, но в большей степени против собственных властей, обвиняя их в произраильской и прозападной позиции.

Израильская антитеррористическая операция против режима ХАМАС наверняка повлияет на будущий внешнеполитический курс администрации Барака Обамы. Еще в ходе предвыборной кампании Барак Обама неоднократно говорил о необходимости улучшить имидж США в арабском мире, заявлял о готовности начать переговоры с руководством Ирана и обещал выступить с программной речью по внешней политике в одной из ближневосточных столиц. Более того, официальный представитель офиса Барака Обамы Брук Андерсон заявил, что будущий президент намерен придерживаться той же политики, что и Джордж Буш — изолировать ХАМАС как террористическую организацию. Вероятно, у будущего президента будет не слишком много поля для маневра — неделю назад его однопартийцы, контролирующие обе палаты конгресса США, приняли две резолюции, поддерживающие операцию Израиля в секторе Газа. Впрочем, сам Барак Обама за две недели военных действий еще ни разу их не прокомментировал.

Молчание президента США Обамы по поводу ситуации в секторе Газа угрожает поддержке, которой он пользуется в арабском мире. Сектор Газа для Обамы является политическим минным полем. Если президент Обама сделает заявления, противоречащие политике команды Буша на Ближнем Востоке, это может подорвать дипломатические усилия администрации Буша. Такое поведение может стоить Обаме поддержки республиканцев. Если же Обама сделает заявление, соответствующее взглядам Буша, это впоследствии лишит Барака Обаму поля для маневра и возможности проводить собственную политику на Ближнем Востоке.

По сути дела, пока Обама не сказал ничего, что бы существенно противоречило политике Буша на Ближнем Востоке. В то же время Обама избегал заявлений, после которых можно было бы ожидать каких-то действий.

Однако уже вчера, в своей инаугурационной речи, Обама заявил, что исламский мир должен найти пути для своего развития. «Я заявляю всему исламскому миру – мы готовы быть вам друзьями. Но мы не потерпим терроризма и религиозной нетерпимости»,- отметил Обама.

«Мир изменился, и должны измениться и мы. Мусульмане, христиане, евреи, абсолютно все народы мира должны стремиться вместе с нами к взаимопониманию и процветанию. Всем, кто готов идти этим путем, мы готовы протянуть руку помощи. Остальным нам придется показать железный кулак, который не допустит неравенства и ущемления главных человеческих ценностей», -добавил президент США.

Сложно сказать, насколько центральное место в программе новоиспеченного президента США Барака Обамы и его внешнеполитических советников занимают проблемы Ближнего Востока. Однако уже одно то, что Барак Обама не собирается начинать на Ближнем Востоке войну для установления «нового мирового порядка», свидетельствует в пользу того, что его правление может оказаться для Израиля куда большим благом. Главное, Обама считает израильско-палестинскую проблему приоритетной и намерен начать работу над ее решением довольно скоро. Но у Обамы нет никаких резонов сейчас открывать миру, в чем состоит его политическая концепция на Ближнем Востоке, у него есть 4 года президентской каденции, у этого молодого и незаурядного американского политика новой формации.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
4254

Последние новости

Все новости

1news TV