Насколько близок Обаме Ближний Восток? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Насколько близок Обаме Ближний Восток?

17:17 - 23 / 01 / 2009
Насколько близок Обаме Ближний Восток?

Президент Барак Обама на второй день работы побывал в госдепартаменте и обозначил то, чем американским дипломатам предстоит заняться безотлагательно – палестино-израильский конфликт.

Поскольку урегулировать его, не прикоснувшись к общей дипломатической патологии под названием «ближневосточное урегулирование», невозможно, то эта проблема в целом тоже выделяется теперь администрацией в «особое производство». Обама пообещал, что теперь его команда будет работать «активно и агрессивно», чтобы попытаться уловить «постоянно ускользающий» мир на Ближнем Востоке. Для этого уже назначен новый специальный представитель администрации на Ближнем Востоке, 75-летний сенатор Джордж Митчелл (George Mitchell).

Вашингтонские ближневосточные новости - это как раз то, о чем можно сказать «хорошее начало – в поисках продолжения».

Нельзя сказать, чтобы и в бушевской администрации никто этим особо не занимался. Просто у Буша (его госсекретаря Кондолизы Райс и всех неоконсерваторов в администрации) «израильское полушарие», похоже, всегда было больше, чем «палестинское». То, о чем говорил Барак Обама при посещении госдепа, вовсе не означало никакого крутого поворота в ближневосточной политике. И в бушевской администрации никто не отрицал цели создания двух государств на Ближнем Востоке, необходимости прекратить строительство израильских поселений, снять блокаду Газы, добиться примирения, учета интересов Израиля, палестинцев и пр. Собственно, цели и задачи остались почти неизменными. Здесь дело в другом. Задачи можно ставить и выполнять, а можно довольствоваться лишь тем, что они поставлены. При бушевской администрации, несмотря на всю ее внешнюю активность, происходило как раз последнее.

Проблем у Обамы будет масса, хотя бы потому, что на Ближнем Востоке не танцуют танго, и двоих здесь никогда не хватало. А вся последняя хореография в этом регионе, по крайней мере, в постановке Буша, привила всем участникам очень стойкое… даже не нежелание выступать ансамблем, а сомнение в том, что организаторы знают, что, собственно, это такое – ансамбль.

При всей общей почти восторженности по поводу талантов Кондолизы Райс ее способности все же были очень сильно преувеличены. «Стальная магнолия», если разобраться по результатам ее работы на Ближнем Востоке, совершенно ничего замечательного не добилась, если, конечно, не считать достижением почти полного раскола палестинского лагеря, мини-гражданской войны между ФАТХ и ХАМАС. Последнее израильское вторжение в Газу этот раскол хотя и не залатало, но все же способствовало затягиванию внутренних палестинских ран.

Израильское полушарие в ближневосточной головной боли США всегда будет «весить» больше, чем палестинское. Здесь никаких сомнений быть не может. Никто в США не собирается ослаблять поддержку Израиля, военную или экономическую, урезать ему помощь и пр. У Обамы изменения в более сбалансированном тоне и подходе. Обама, похоже, понимает, что настало время посоветовать Израилю подкорректировать амбиции, которые при Буше росли бесконтрольно. Пока их еще можно корректировать.

Речь идет о все том же «непропорциональном ответе» на действия ХАМАС. В Америке всегда было принято выражать серьезное недовольство тем, что делают израильтяне, через «утечки» «мнений неназванных официальных лиц администрации». Уже в первый день работы Барака Обамы в газеты «утекло», что в приватном порядке представители администрации «раздражены» тем, что Тель-Авив применяет неоправданно жесткий ответ на ракетные обстрелы ХАМАС, ответ, в котором погибли сотни мирных палестинцев.

При этом Обама обещал помочь и Израилю (и Египту) пресечь контрабанду оружия для ХАМАС с египетской территории, а Газе предоставить финансовую помощь США, и активно привлекать к такой помощи и европейские страны.

Мы, сказал Обама, будем инвестировать время, политический капитал и деньги в наши миротворческие усилия. Он, похоже, хочет начать с того, что попытался сделать, но не успел закончить Билл Клинтон еще на рубеже 2000-2001 годов – вывести еще живого тогда Ясира Арафата и израильского премьера Эхуда Барака на очередную «мировую». Здесь хорошо бы учесть, что если американские президенты совсем не уверены в выполнимости поставленной задачи, они обычно приберегают ее на конец срока (Клинтон ушел как раз в начале 2001-го): сделал – герой, не получилось – виноват цейтнот. Обама берет новые ближневосточные обязательства в начале пути.

Сам сенатор Митчелл, кстати, это еще один представитель команды Билла Клинтона (внешнеполитическая команда Обамы вообще почти на 80% состоит из «клинтоновского отряда). При «друге Билле» Митчелл был посредником в переговорах по урегулированию в Северной Ирландии. Митчелл отличился тем, что ему удалось завоевать доверие и республиканской ИРА (Ирландской Республиканской Армии) и ольстерских лоялистов, посадить их за стол и заставить договориться о сдаче оружия и прекращении боевых действий. Конечно, не стоило бы сравнивать Северную Ирландию с Палестиной (они соотносятся примерно также как «Улисс» и «Тысяча и одна ночь»). Но здесь важно уже то, что Митчелл ранее не был замечен в симпатиях в ту или иную сторону в конфликте. Такие тонкости на Ближнем Востоке всегда были чрезвычайно важны.

С кем из израильтян Обаме придется сажать палестинцев за стол переговоров, пока не совсем ясно. Хотя, после последней войны в Газе, уже не так и важно, кто придет к власти в Израиле на предстоящих в феврале парламентских выборах – бывший премьер Израиля, лидер правой «Ликуд» Биньямин Нетаньяху или лидер правоцентристской «Кадимы», нынешний министр иностранных дел и фактическая и.о. премьера Ципи Ливни. Шансы победить у них примерно одинаковы.

Равны и возможности американской администрации уговорить и того и другого «сделать мир» с палестинцами. При таком запасе давления, с такими экономическими рычагами, США не так уж трудно превратить обоих в «легко внушаемых». Строптивости у Нетаньяху, конечно, больше, но даже он навряд ли будет оттачивать на Белом доме то, что предназначено для публичного внутриизраильского потребления. А Белому дому сейчас надо среди прочего заниматься и выстраиванием новых отношений с до предела раздраженным Бушем арабским миром.

Арабы к новому диалогу с США готовы, хотя сомневающиеся есть. ХАМАС, например уже объявил, что все сказанное это движение слышало и раньше, и если Обама будет только говорить, а не действовать, то закончится все так же как при Буше. Лидер же Палестинской автономии Махмуд Аббас к переговорам уже готов. Теперь, похоже, Вашингтону надо будет дождаться исхода февральских выборов в Израиле.

В общем, на фоне Буша любое, даже слабое начало новой администрации на Ближнем Востоке будет выглядеть как чрезвычайная активность. А начинать надо.

То, что при одном президенте (Джордже Буше) в арабском мире сжигали гораздо больше американских флагов, чем при его предшественнике (Билле Клинтоне) – это уже синдром. И в администрации Барака Обамы хорошо понимают, что с таким синдромом надо кончать. Арабский мир и так уже антагонизирован почти до предела. При Буше была выведена за поля переговоров Сирия. Теперь ее ангажируют всерьез. Теперь Белый дом готов начать прямые переговоры с Ираном, без которого урегулирование на Ближнем Востоке навряд ли возможно.

Дело теперь «за малым» - убедить все стороны в конфликте, что Обама будет делать именно то, о чем говорит.

Андрей Федяшин, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2279

Последние новости

Все новости

1news TV