Митат Челикпала: «Россия не будет перегибать палку с Азербайджаном, как с Грузией»
Эксклюзивное интервью 1news.az с турецким политологом, профессором Анкарского университета политических наук Митатом Челикпала
- Каким сейчас вы видите дальнейшее развитие турецко-израильских отношений после давосского скандала?
- Да, действительно, давосский скандал серьезно сказался на наших отношениях с государством Израиль, но вместе с тем не думаю, что турецко-израильские отношения сильно ухудшатся. Эти отношения прошли испытание временем, и считаю, что этот вопрос скоро утрясется. Конечно, если правящая партия дальше не будет использовать этот факт во внутриполитических целях. Вы знаете, после этого скандала в Давосе рейтинг Эрдогана и его партии резко вырос, и по сути предопределил победу этой политической силы на предстоящих муниципальных выборах. В связи с этим не думаю, что скандал дальше будет раскручиваться, потому что Эрдоган извлек максимум политической выгоды из него.
- А как вы оцениваете позицию Азербайджана по этому вопросу?
- Азербайджан как всегда демонстрирует разумную внешнюю политику. И тот факт, что президент Ильхам Алиев сразу же после этого скандала встретился с президентом Израиля Шимоном Пересом, говорит о том, что Азербайджан не строит свою политику на эмоциях. Да, мы братские страны, но у каждого из нас свои интересы. При существовании Карабахского конфликта и постоянной угрозы со стороны России и Ирана Азербайджан не мог портить свои отношения с Израилем. Вот это называется сбалансированной политикой, которую Азербайджан успешно проводит. Я считаю, что Азербайджан должен продолжать свою политику, потому что это в его интересах.
- Нужно отметить, что азербайджанское общество, как и турецкое, поддержало действия Эрдогана.
- Обществу присуща эмоциональность. То, что позволено обществу, не позволено властям. Потому что за безопасность страны отвечают именно власти, и они определяют внешнюю политику. Власти должны относиться ко всем процессам с хладнокровием, да, конечно, при этом учитывая мнение общества. Но Азербайджан не может себе позволить излишеств во внешней политике при существовании Карабахской проблемы. Турция с пониманием относится к политике, проводимой Азербайджаном.
- А как вы считаете, еврейское лобби США может объединиться с армянским лобби в вопросе признания «геноцида армян»?
- Да, к сожалению, такая опасность есть. Я считаю, что за оставшиеся считанные месяцы до апреля Турция должна активизировать свою работу в США, чтобы новоизбранный президент этой страны Обама не использовал в своей речи термин «геноцид». Думаю, Азербайджан тоже посредством своих каналов должен повлиять на новую администрацию США. Если до этого еврейское лобби США как бы было на нашей стороне, то после давосского скандала оно не будет явно поддерживать армян, но и не будет поддерживать Турцию. Поэтому все усложнилось, но у Турции имеются свои рычаги, которые, я думаю, она использует при надобности.
- Если все же США признают «геноцид армян», каким вы видите будущее турецко-американских отношений?
- Если это произойдет, отношения могут ухудшиться настолько, что США вообще могут потерять свое влияние на регион Ближнего Востока и Южного Кавказа. Кроме того, Турция доведет свое участие в НАТО до минимума, может выдворить американскую базу из Инджирлика и многое другое. Кроме того, этот шаг Вашингтона может нанести урон и энергетическим проектам, проходящим по территории Турции. Так что у США есть что терять в случае признания «геноцида армян». Поэтому считаю, что, учитывая все эти факторы, Обама, как и прежние президенты, откажется от признания «геноцида армян». Но этот вопрос всегда будет присутствовать в отношениях США и Турции, как определенный рычаг давления.
- А как вы расцениваете реализацию Nabukko?
- Вы знаете, если до этого я смотрел на этот проект скептически, то сейчас у него появились шансы и весьма серьезные. Но все-таки для его реализации нужно сделать еще многое. Во-первых, нужно уговорить среднеазиатские страны, чтобы они присоединились к этому проекту, потому что одного азербайджанского газа явно не хватит для его реализации, во-вторых, нужно минимизировать политические риски, так как Россия активно выступает против этого проекта, в-третьих, нужны серьезные финансовые вливания в этот проект, которые еще Европа не рискует вливать. Учитывая все это, я думаю, реализация этого проекта еще затянется.
- Может ли Россия развязать новые конфликты на Кавказе, в том числе и в Карабахе, чтобы сорвать реализацию Nabukko?
- Не думаю. Россия и так платит горькую цену за августовский конфликт в Грузии. Ее имидж в мире резко пошатнулся и не в ее интересах еще больше усугублять свое положение. Но давление различного плана - дипломатическое, экономическое и другое - она может оказать. В случае с Азербайджаном она не будет перегибать палку, как с Грузией. Россия прекрасно знает, что Азербайджан не Грузия. Здесь все очень сложно, исламский мир, Турция, Запад. Для России очень сложно будет надавить на Азербайджан. Все это бумерангом вернется самой России, если не ошибаюсь, 30 % населения которой мусульмане с преимущественно тюркскими корнями. На что она способна, так это тормозить решение Карабахской проблемы. У России это последний рычаг давления на Азербайджан, и я думаю, если Турция и Азербайджан проведут грамотную политику, то мы сможем выбить из ее рук этот рычаг. Насколько я знаю, сейчас ведутся азербайджано-армяно-турецкие переговоры, на которых обсуждается решение этого конфликта. Но пока они безрезультатны, но я считаю, что их надо продолжать и параллельно давить на Армению в различных международных организациях, чтобы она отказалась от оккупации азербайджанских территорий. Но рано или поздно это произойдет, потому что дальнейшая оккупация азербайджанских земель бьет прежде всего по интересам самой Армении. Долго она не сможет за счет России решать свои проблемы, ей, наконец, придется осознать ошибочность своей политики.
- А как вы оцениваете азербайджано-турецкие отношения на нынешнем этапе?
- Это отношения двух братских стран. Между нами нет никаких проблем. У нас полное взаимопонимание по всем вопросам. Азербайджан для Турции очень важная страна и мы будем дальше развивать эти отношения. Турция, как и Азербайджан, хочет справедливого решения Карабахского конфликта и, надеюсь, эта проблема будет решена в ближайшее время.
Э.Р.