Старый Пентагон, новая разведка: «силовой блок» Обамы
Барак Обама, 20 января 2009 года приступивший к исполнению обязанностей президента США, практически полностью сформировал свою администрацию уже к этой дате. Какие действия предпримет новый президент и его помощники в различных сферах, станет ясно уже в самом скором времени, но пока можно попытаться оценить перспективы действий военной и разведывательной машины США, исходя из того, какие лица назначены на должность руководителей соответствующих структур. Формирование этого «силового блока» можно считать завершенным.
Американское военное ведомство сохранило своего главу – Роберт Гейтс достался Обаме в наследство от Джорджа Буша. Неизвестно, как долго он продолжит исполнять свои обязанности, однако сохранение Гейтса на посту говорит о согласии Обамы с принципами, по которым развивались в последние годы американские вооруженные силы.
На главную командную должность в иерархии американских вооруженных сил назначен четырехзвездный генерал Джеймс Джонс, занимавший посты командующего корпусом морской пехоты США, командующего силами США в Европе и командующего объединенными силами НАТО. Джонс известен как сторонник глобального влияния НАТО, что, в сочетании с воззрениями самого Гейтса говорит о том, что США не намерены значительно сокращать свою внешнюю военную активность. Вместе с тем, развивающийся мировой экономический кризис способен заставить США значительно сократить расходы на планировавшийся ранее, еще во времена Дональда Рамсфельда, технологический рывок, который должен был вывести вооруженные силы США на недосягаемый для остального мира уровень развития. Истребители F-22, корветы LCS, эсминцы DDG-1000, наконец, такие амбициозные программы, как FCS – Future Combat System и система ПРО – все они либо уже стали, либо грозят стать жертвами режима экономии.
Урезанию подвергается и незыблемая, казалось бы, составляющая американской мощи – авианосные соединения. На момент распада СССР число находившихся в строю авианосцев ВМС США составляло 16 единиц, к началу 2000-х годов это число сократилось до 12, в настоящее время оно составляет 11, и не исключено, что плавучие аэродромы будут подвергнуты дополнительному сокращению. Помимо сокращения числа авианосцев, уменьшается и количество базирующихся на «длинных палубах» летательных аппаратов. Если в конце 80-х годов авианосец типа «Нимитц» зачастую нес около ста машин различных классов, то в настоящее время состав авиакрыла редко превышает 70 машин, а зачастую уменьшается до 55-60. На смену выведенным из строя по физическому старению либо по сокращению финансирования машинам приходит намного меньшее количество новых аппаратов, а нередко и вовсе ничего не приходит.
Схожие процессы происходят и в ВВС США, испытывающие проблемы с эксплуатацией все более устаревающего парка самолетов и с чрезмерно высокой стоимостью новых машин. Это вынуждает самые богатые ВВС мира искать выход в модернизации и продлении ресурса имеющихся самолетов.
Таким образом, вооруженным силам США придется отстаивать американские интересы по всему миру с имеющимся оружием. Его количество и качество, однако, теоретически достаточно для победы над любым противником из числа стран второго ранга, а преимущества в развитии средств связи, наблюдения, целеуказания и других важных систем значительно облегчают выполнение задач при текущем соотношении сил.
Вместе с тем, поддержание военной мощи по всему миру может оказаться непосильным для США в их сегодняшнем состоянии – с чем не в последнюю очередь связано стремление вывести американские подразделения из Ирака и первые шаги навстречу России в вопросе о развертывании европейского эшелона системы ПРО. В этих условиях значительная нагрузка по поддержанию и укреплению влияния США ложится на другие структуры, и в первую очередь – на разведку, к руководству которой пришли новые люди. Руководителем национальной разведки США стал Деннис Блэр – в прошлом адмирал, имеющий в активе богатый набор командных, штабных и административных должностей, и опыт работы в ЦРУ, где он среди прочего отвечал за взаимодействие между ЦРУ и военными.
Назначение Блэра частично указывает на сферу интересов новой администрации США: из довольно большого числа возможных кандидатов главой американского разведсообщества избран специалист по России, владеющий русским языком.
На пост директора ЦРУ – мощнейшей из американских разведывательных служб, Барак Обама предложил назначить Леона Панетту. 71-летний юрист, специализирующийся по правам человека, никогда не работал в структуре американской разведки, но в качестве конгрессмена входил в ряд комиссий, изучавших деятельность спецслужб. Такое назначение многие объясняют желанием Обамы привести работу ЦРУ в соответствие с провозглашенными им принципами верховенства закона и прав человека, с чем у ЦРУ были в последние годы значительные проблемы. Фактически, Панетте достается роль чистильщика, который должен отмыть репутацию ЦРУ от пятен Абу-Грейба, Гуантанамо, секретных тюрем и других следов «издержек борьбы с терроризмом». Вместе с тем, это позволяет сделать вывод, что США намерены активизировать зарубежную работу по линии прав человека – что укладывается в концепцию переноса усилий с военного направления на разведывательное.
Однако в 90-е годы обвинения в нарушении прав человека были прелюдией для силового воздействия. Посмотрим, как будет строиться политика США теперь.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.