Бог истины и епископ Уильямсон | 1news.az | Новости
Точка зрения

Бог истины и епископ Уильямсон

19:30 - 13 / 02 / 2009
Бог истины и епископ Уильямсон

Сможет ли папа Римский посетить Израиль в мае, несмотря на скандал вокруг католического епископа-антисемита Ричарда Уильямсона?

Кажется, этому помогла только что состоявшаяся встреча в Ватикане Бенедикта XVI-го с лидерами Конференции президентов ведущих еврейских организаций Америки. Гости были довольны всем, что сказал им глава католиков. Хотя история на этом вряд ли завершится.

Перед нами – один из крупнейших мировых скандалов, который волнует сотни миллионов людей. Если пишешь, или говоришь, дискутируешь об этом деле, то невозможно никого не обидеть. В этом главная особенность истории с епископом Уильямсоном. Она, эта история, в очередной раз задела какой-то ключевой нерв в том, что происходит с людьми в нашем мире. Нерв этот ничуть не изменился за последние несколько тысяч лет, потому что он – часть внутреннего устройства человека, который о некоторых вещах спокойно говорить не может.

Сама история проста. У папы был выбор – окончательно вышвырнуть из церкви ее консервативное крыло, или сделать ставку на объединение католиков. Кстати, и в православии постоянно возникает та же проблема, и в исламе, с его «фундаменталистами» (они же, почему-то, «ваххабиты») и «умеренными». Да и вообще консерваторы, центристы и революционеры возникают везде, где люди собираются числом больше двух.

В случае с католиками консерваторы – это те, кто не принял идеологию «Ватикана-2», связываемую с документами, выработанными в конце 1960-х при папе Иоанне XXIII-м. Католицизм тогда провозгласил открытость, терпимость, начав довольно долгий и осторожный путь к знаменитым извинениям 2000-го года, извинениям уже другого папы – Иоанна Павла II-го – за две тысячи лет преследований его церковью еретиков, женщин, цыган и так далее. Важная часть идеологии «Ватикана-2» - признание того, что католик не должен обвинять всех евреев, и их потомство, в смерти Христа. То есть, по сути, то было уничтожение теологических основ антисемитизма.

Как водится, тогда же, с конца 60-х, внутри католической церкви возникла оппозиция новшествам. Возглавил ее архиепископ Марсель Лефевр, его с единомышленниками отлучили от церкви, они образовали консервативное Общество святого Пия 10-го. Лефевр назначал епископов, которые считали себя католиками, но их не утверждал Ватикан. То, чем сейчас занят папа Бенедикт – это воссоединение католической церкви, возвращение раскольников в ее лоно. Епископ Уильямсон тут важен потому, что Великобритания – страна, где Церковь Англии со времен Генриха VIII-го существует отдельно от Рима и папе не подчиняется, а британские католики – это тамошнее религиозное меньшинство. А чтобы еще и английские католики не подчинялись Ватикану – это уж слишком.

Папа, устраняя раскол с «Обществом Пия», восстановил в католичестве, то есть подтвердил епископский титул, четырех человек, включая и Уильямсона. А последний – не просто консерватор, а, как бы это вежливо сказать… Он говорил, например, что протестанты «получают распоряжения непосредственно от дьявола», что Ватикан «продал душу либерализму». И, наконец, он же заявлял, что не верит, что при Гитлере погибло 6 миллионов евреев, а максимум 200-300 тысяч (будто этого мало), и то не в газовых камерах.

Протестанты и Ватикан проигнорировали или простили епископа, евреи – нет. Отсюда и возникла история с визитом папы Бенедикта в Израиль (и Иорданию). Нынешняя встреча Бенедикта с американскими евреями, кстати, проясняет не все проблемы – потому что заново отлучать антисемита он вроде бы не обещал.

В этой истории, как всегда, главную проблему создают «крайние» идеологи, а вовсе не нормальные люди. Одна многонациональная группа экстремистов упорно отрицает, что Холокост (геноцид Гитлером евреев) был, другая так же яростно отрицает отрицателей. Понятно, что первая группа находится за пределом исторической правды, а часто и за пределом психической нормальности. Но вторая старается не отставать. По итогам этой долгой борьбы в законодательстве нескольких стран отрицать Холокост – наказуемое деяние.

Представим себе, что какой-то российский историк попытается доказать, что русских во Второй мировой погибло в четыре раза меньше (а не в четыре раза больше), чем евреев. Погнать его из серьезной науки – это понятно, но посадить в тюрьму? А не слишком ли?

Голос экстремистов всегда слышнее. В результате для многих жителей не только Израиля, а и США, и других стран уже факт, что Вторая мировая была начата Гитлером именно против евреев. Попробуй напомнить, что это не так – и теоретически можно попасть под категорию «отрицателя». Такое слово реально существует, по меньшей мере в американском языке, и означает только одно - тех, кто, подобно Уильямсу, отрицает Холокост. То есть в некоторых странах безопаснее этой проблемы вообще не касаться. Попробуй с документами в руках оспорить цифру в 6 миллионов погибших, заяви, что их было «только» 5 миллионов, и тебя хоть кто-то да назовет по инерции «отрицателем», с самыми серьезными последствиями. Но попытайся доказать, что Иисус Христос на самом деле работал на римскую разведку, поэтому остался жив и жил долго и счастливо – все обойдется.

В общем, рождается фактически религиозный (то есть не подлежащий обсуждению) догмат о Холокосте, в ответ на догмат «отрицателей». История мировых религий полна запретов на обсуждение догмата. И борьбы с этими запретами. Хотя бороться с ними всегда опасно, потому что тут разговор выходит за рамки разума и касается нелогичной стороны человеческой натуры. Истина – это ведь, по сути, и есть бог, а люди потому и люди, что истиной не владеют, хотя проливают за нее кровь.

Что, например, такое Святая Троица – может ли в ней бог-сын быть равным богу-отцу, или он занимает (поскольку сын) подчиненное положение? Из-за этого вопроса погибли, за столетия, сотни тысяч человек, раскололся христианский мир, западная часть его отдала на растерзание Византию туркам.

А можно ли, например, изобразить бога (того самого, создателя всего сущего) с голой, скажем так, спиной? Микельанджело это сделал, и под его фресками (в том числе и этой самой) до сих пор проходит процедура избрания римских Пап. Можно ли изображать бога вообще – а заодно и человека как подобие бога? Византийцы в 8-м веке решили, что нельзя (и разбивали иконы), мусульмане активно подключились к этой дискуссии, потом византийцы и вообще христиане решили, что все-таки можно, а мусульмане – что нельзя. Сколько при этом погибло людей – сложно подсчитать. Скандал вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда показывает, что страсти за столетия не утихли.

Инопланетянин сказал бы, что это смешные и мелкие вопросы. Но если из-за них убивают людей, ведут войны, значит, не мелкие. Значит, человек так устроен, что все эти вещи для него важны. А уж Холокост – событие крупней некуда, и, конечно, никогда не будет восприниматься спокойно.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора.

Поделиться:
2059

Последние новости

Все новости

1news TV