Протекторат Косово
Косово на удивление скромно отпраздновало первую годовщину своей независимости – год назад, 17 февраля бывшая югославская, а затем и сербская территория объявила о самостийности. Ее поддержал ЕС, но отнюдь не целиком, а также США.
Из самых заметных сегодняшних поздравлений выделялась телеграмма нового президента США Барака Обамы, пообещавшего продолжать «поддерживать независимость». Телеграмма была более чем скромной, но премьер полупризнанного государства Хашим Тачи все же объявил в ответ на это, что «нас скоро признает весь мир».
На сегодняшний день Косово признали 54 государства. В том числе 22 члена европейского Союза. Это не так уж и много, если учесть, что в ООН участвуют почти 200 стран. Но, с другой стороны, не так уж и мало, принимая во внимание, что Абхазию и Северную Осетию, созданные на волне косовского прецедента, кроме России признала лишь Никарагуа.
Можно было бы вполне сказать, что в нынешних сложных финансовых условиях мало кому есть сегодня дело до Косово (равно как и до Абхазии, Северной Осетии, Кипра) и других разделенных или больных сепаратизмом стран, районов и территорий типа Шри Ланки, Сомали, Приднестровья и прочих. Можно было, если бы не особость косовского прецедента, косовского синдрома, если бы не грузино-южноосетинский конфликт, если бы не вмешательство России. Если бы.
Сейчас даже Евросоюз признает, что с Косово, с его албанским националистическим руководством, очень многое не в порядке. Одно дело было добиться независимости этого яростно националистического края. Но совсем другое - после получения такой независимости научить его жить в мире с людьми, в частности с сербами, которые в одночасье превратились в изгоев на своей собственной земле.
Прививки демократии Косово, при всех внешних атрибутах (выборы, парламент, обученная ЕС полиция и армия, суды и т.д.) не тянут и близко на декларировавшийся результат. Не получается здесь европейских стандартов. Не выходит – и все тут. Слишком уж сильно замешано все в Косово на яростном национализме бывших боевиков «освободительных» албанских формирований.
Даже в Брюсселе сегодня признают, что говорить о «полной независимости Косово» было бы в настоящее время преждевременно. Для Косово даже изобретен очень странный, не укладывающийся ни в какие рамки государственного права (кроме разве что колониального) термин «поднадзорная независимость», или supervised independence. Этот термин сейчас, в «день независимости» использовал официальный представитель ЕС в Косово, голландец Петер Фейт (Peter Feith). «Мы все еще находимся на стадии поднадзорной независимости», - заявил он группе депутатов комитета по иностранным делам Европейского парламента. Последние пытались разобраться в том, каков ныне более или менее точный статус Косово. «Базовые кондиции для становления независимости еще не выполнены. Это – становление единой законодательной и судебной системы на всем пространстве территории Косово, долгосрочная стабильность и добрые отношения с соседями», подчеркнул Петер Фейт.
Даже в Европарламенте в последнее время все чаще в отношении Косово проскакивает неприятный для защитников косовской независимости на Западе термин «протекторат». С декабря прошлого года юридическая миссия ЕС под названием EULEX осуществляет прямой контроль над полицией, органами судопроизводства, таможней.
Далее, хотя полиция и армия и формируются из косоваров, но в их число не входят, или входят единицы, представителей сербского меньшинства. Силы безопасности Косово из более чем 3 тысяч человек, формирование которых было поддержано ЕС и НАТО, сербами в Косово воспринимаются как откровенное издевательство - как спецбатальоны укрощения сербского меньшинства. «Эти силы – прямая угроза национальной безопасности, миру и стабильности во всем регионе», заявил Вук Еремич, министр иностранных дел Сербии. Да и какими они могут быть, если почти полностью сформированы из участников «распущенной» Армии Освобождения Косово, полупартизанского националистического формирования, ведшего борьбу с Сербией и ответственного за массовые убийства сербов во время войны в крае.
Интересно, что в Британии, например, некоторые аналитики уже прямо проводят параллели межу тем, как управлялась когда-то (в колониальные времена) жемчужина Британской короны – Индия, или как управлялась Северная Ирландия в годы самого острого кризиса в провинции, накануне войны за независимость, восстаний в 1920-м году. А англичане очень хорошо знают, что такое колониальное управление.
Руководству ЕС такие нехорошие сравнения, утверждения, что Косово медленно сползает к статусу протектората (если уже не сползло), очень не нравятся. «С этим словом у меня проблемы», признал Петер Фейт. Официально считается, что не все в Косово идет как надо, но идет в нужном направлении. Правда, когда реализуется конечная цель такого похода, никто не знает. А пока ЕС продолжает ежемесячно выделять на нужды судопроизводства, полиции и иные цели установления закона и порядка около четверти миллиона евро. В год получается круглая сумма.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.