Что сулят Армении российские кредиты?
Все больше углубляющийся мировой финансовый кризис заставляет многие экономически развитые страны пересмотреть свои бюджеты в сторону сокращения расходов, сворачивать некоторые дорогостоящие проекты, одним словом, потуже затянуть пояса. При этом они также стараются не оставить просьбы о финансовой помощи экономически слабо развитых стран, чтобы, пользуясь случаем, приобрести дивиденды на перспективу.
В этом плане российско-армянские политико-экономические отношения имеют особую окраску. Хотя официальные лица Армении, проявляя стойкость духа, заявляли, что вряд ли мировой финансовый кризис сильно повлияет на экономику страну и ее ежегодный прирост, сегодня явно прослеживается обратное. Судя по всему, Армения будет одним из первых кандидатов на постсоветском пространстве, которые столкнутся с серьезными трудностями на этой стезе. Особенно если некоторые страны, откровенно покровительствующие ей, и мощное зарубежное армянское лобби, располагающее несметными финансами не расщедрятся в интересах своего подопечного.
Но и такие щедрости имеют свою подоплеку. Финансовые доноры, способствующие поддержанию сильно пошатнувшейся экономики Армении, постараются выторговать у нее определенные политические и экономические уступки. Например, то же зарубежное армянское лобби, направляющее крупные финансовые потоки в Ереван, взамен за свою поддержку старается контролировать внутреннюю и внешнюю политику властей Армении. В этом вопросе оно имеет собственного подручного в лице партии «Дашнакцутюн», которая входят властную коалицию. Но отдельные страны стараются не отставать в таких вопросах от армянского лобби и даже перещеголять его в финансировании Армении. Россия, которая рассматривает Армению в качестве своего «стратегического союзника» и «форпоста» на Южном Кавказе, является лидером этой гонки. В начале января Ереван обратился к Москве просьбой о предоставлении стабилизационного кредита в размере 1 млрд. долл. У Китая также был запрошен кредит в два раза больше. Всемирному банку (МБ) была послана весточка о предоставлении кредита в размере полмиллиарда долларов. МБ заявил о своем решении выделить Армении стабилизационный кредит в размере 525 миллионов долларов. Китай пока что ответа не дал. Скорее всего, Пекин даст отрицательный ответ. Китай не намерен из своих золотовалютных запасов (до кризиса - 2 трлн.долл.) выделять помощь даже международным финансовым структурам.
Но с Россией совсем другой расклад сложился. Москва изначально выдвинула странное требование взамен на кредит. Условие предусматривало возвращение в большую политику экс-президента Армении Р.Кочаряна с назначением его на пост министра обороны (МО) Армении. В Армении и самом МО это предложение было принято в штыки, и Москве пришлось ретироваться, а разговоры на время утихли. Предполагаю, что протестные настроения в Армении насчет возвращения Р.Кочаряна в большую политику были режиссированы зарубежной армянской диаспорой, которая в его лице видит явного пророссийского игрока. Так как зарубежная армянская диаспора всячески старается вывести Армению из-под контроля России, фигура Кочаряна для нее вообще не приемлема. Если Р.Кочарян поменяет свою ориентацию, то это другое дело. Но недавно Россия огласила свое решение о выделении кредита Армении в размере 500 миллионов долларов сроком на 15 лет, четыре из которых - льготный период. Только теперь просочилась информация о том, что Москва потребует от Еревана войти в рублевую зону.
Таковое можно допустить в принципе. Россия давно стремится к переходу на рублевые расчеты со странами ближнего зарубежья хотя бы за поставляемые энергоресурсы. Это продиктовано желанием Москвы укрепить позиции российского рубля, и превратить его в единую валюту на пространстве СНГ. Но пока что это так и остается желанием. Мировой финансовый кризис также является серьезной помехой в этом вопросе. Даже для союзной с Россией Белоруссии это неприемлемо. Ереван, со своей стороны, под разными предлогами, избегает такого «счастья». Но беда Еревана заключается в том, что Армения является единственной страной на постсоветском пространстве, которая должна быть слишком «благодарна» и «обязана» России. Если, конечно, Армения вообще в курсе о существовании таких понятий. Даже не вдаваясь в детали военно-политической поддержки, оказываемой Москвой Еревану, щедрых оружейных «подарков» и прямой поддержки Москвы кровавого режима С.Саркисяна, очевидно, что Россия имеет перед Арменией исключительные заслуги. Хотя бы за российский газ, который поставляется в Армению за бесценок.
Несколько лет назад Москва за поставляемый газ в страны СНГ подняла цены более чем в два раза. «Газовая война» с Украиной еще раз доказала, что Москва не намерена отступать от своих позиций в этом вопросе. Исходя из требований рыночных отношений, Россию можно понять. Но тогда как же быть с Ф.Тютчевым: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Прав классик, и еще как прав! И в газовом вопросе существует малюсенькая загогулина. Москва, оказывается, не так уж принципиальна в своих позициях. Несмотря на то, что Россия по отношению ко всем периодически не применяет «энергетическую дубинку», Армения может не беспокоиться о такой участи. Сегодня Армения за российский газ платит меньше всех в мире (за одну тыс. кубометров 110 долл.). При том, что среднеазиатский газ Россия покупает за 300 долларов. Значит, ради капризов своего «форпоста» Россия готова торговать в убыток.
Интересно, что даже Белоруссия, образовавшая с Россией союзное государство, лишена такого уважения со стороны России. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. За все эти поблажки Москва старается выжать максимальную выгоду. Для Москвы, приоритетной «выгодой» кажется то, что Армения - единственный блюститель и защитник интересов России на Южном Кавказе, что позволяет ей сохранить геополитическое влияние в регионе, и нейтрализует геополитическое влияний здесь других стран и структур (Турция, США и НАТО). Но внимательный анализ вековых армяно-русских отношений доказывает, что Армения никогда не соответствовала этой роли. Скорее всего, наоборот. Это Армения, всегда используя Россию в собственных интересах, с ее помощью добивалась реализации собственных коварных планов. Взамен щедро кормя Москву обещаниями о «верноподданнических» чувствах и «служении» российским интересам. Доверие России к Армении, базирующейся на таких «обещаниях», иначе как самообманом не назовешь. Нынешние тесные обнимания Армении с Западом и НАТО уже многих в России наводят на невеселые думы. Наверное, поэтому ныне Россия, не слишком полагаясь на армянское «честное и джентльменское» обещание, старается полностью взять под собственный контроль всю экономику Армении. Кстати, она практически этого добилась.
По утверждению многих аналитиков, около 80% промышленных мощностей Армении в той или иной форме принадлежит России. Во всяком случае, в энергетическом секторе положение таково. Доля ОАО «Газпром» в уставном капитале компании ЗАО «АрмРосгазпром», единственного поставщика газа в Армению, доля равна 75,55%. А доля правительства Армении составляет всего 20,00%. Право на управление ГЗАО «Армянские железные дороги» принадлежит стопроцентной дочке ОАО «РЖД» (Российские железные дороги) «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД) сроком на 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет по взаимному согласию сторон. Сегодня в Армении практически нет ни одной отрасли промышленности, где не наблюдалось бы доминирующее российское присутствие. Это вызывает серьезное недовольство у большинства населения, определенных политических кругов и экспертов Армении. Они полностью приветствуют военное и в определенной степени политическое присутствие России в Армении, но очень раздражаются ее преимущественным положением в экономике страны. Многие из них Россию обвиняют в том, что она за долги и представляемые кредиты приобретая промышленные мощности Армении за бесценок, держит их в замороженном состоянии, не вкладывая необходимый капитал в эти предприятия для их функционирования. Это приводит к сокращению производства и рабочих мест, что может вызвать социальные потрясения. Кстати, российские инвестиции в экономику Армении превышают 1,3 млрд. долл. Уже некоторые предприятия разных отраслей, в том числе и ведущей горнодобывающей, приостанавливают работу. Только за январь месяц этого года уволены с работы 3,5 тыс. человек.
По утверждению некоторых экспертов, этот процесс будет углубляться. Также прогнозируется серьезная девальвация армянской валюты драма. С 1 апреля текущего года Россия собирается повысить цену на газ для Армении до 154 долл., с 1 апреля 2010 года - 200 долларов. А с 1 апреля 2011 года планируется вообще перейти к мировым ценам. Такие планы вызывают в Армении серьезное недовольство на разных уровнях. Слышны даже призывы о том, чтобы потребовать от России арендной платы за российскую базу, расположенную в Армении (серьезное подспорье армянской агрессии), за которую Москва не платит ни рубля. Последняя кредитная история также в обществе интерпретируется по-разному. Многие предполагают, что так как Армении нечего предложить России взамен, то скорее всего у Москвы требования будут политического характера. И первым таким требованием может быть непременное признание независимости Абхазии и Южной Осетии. У бывшей главы Центробанка Армении Б.Асатряна собственное видение: «Требования, которые будут выдвинуты в обмен на стабкредит, могут быть различными, но ясно одно - это не благотворительность, а бизнес.
В Армении все российское, включая электричество и газ. Но отдавать всю энергетическую систему страны фактически в руки другого государства, пусть и представленного частными предприятиями - значит ставить себя в зависимость от ценовой политики другой страны в таком стратегически важном вопросе, как энергетика.
В создавшейся ситуации необходимо быть готовым к претензиям России, которые могут еще более увеличить дисбаланс расклада сил в армянской экономике в пользу одной державы». Хотя Асатрян затрагивает только экономическую сторону вопроса, ни для кого не является секретом то, что экономическая зависимость в конечном итоге парализует политическую самостоятельность. Несмотря на положительный финиш последней кредитной «любви», экономические и политические неурядицы, существующие между «стратегическими союзниками» явно высвечиваются.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора