Ильхам Мамедов: «Мы не имеем права оставлять без внимания уничтожение на нашей территории мирных жителей» | 1news.az | Новости
Интервью

Ильхам Мамедов: «Мы не имеем права оставлять без внимания уничтожение на нашей территории мирных жителей»

09:57 - 26 / 02 / 2009
Ильхам Мамедов: «Мы не имеем права оставлять без внимания уничтожение на нашей территории мирных жителей»

Эксклюзивное интервью 1news.az с первым заместителем военного прокурора Азербайджана, руководителем совместной следственно-оперативной группы по расследованию преступлений, совершенных в ходе агрессии Армении против Азербайджана, Ильхамом Мамедовым

- Не могли бы вы привести последние сведения о деятельности руководимой вами следственно-оперативной группы, в том числе по трагическим событиям в Ходжалы, 17-я годовщина которых исполняется в эти дни?

- На сегодняшний день следственно-оперативной группе удалось установить 279 лиц, которым предъявлено официальное обвинение в совершении преступлений в ходе агрессии на территории Азербайджана. Из них 38 лицам предъявлено обвинение за совершение геноцида и депортацию населения непосредственно в Ходжалы. Это как военнослужащие печально известного 366-го полка, так и лица, которые непосредственно участвовали в убийствах детей, женщин, стариков. Это те лица, которых опознали случайно оставшиеся в живых потерпевшие по данному делу.

Следствие продолжается. Проделан первый и, как мне кажется, один из основных этапов в ходе расследования, то есть, установлены исполнители этих преступлений.

Помимо указанных выше 38 лиц, нами установлено около 200 лиц, подозреваемых в совершении данных преступлений. В отношении установления их личности проводятся следственно-оперативные мероприятия. Надеюсь, что эти лица тоже будут установлены, и они будут привлечены к уголовной ответственности.

Что касается 38 лиц, которые обвиняются непосредственно по делу Ходжалы, все они в рамках действующих конвенций и уголовно-процессуального законодательства объявлены в международный розыск. Причем по некоторым из них у нас уже есть информация об их местонахождении.

- Будет ли Азербайджан в этой связи добиваться их экстрадиции?

- Да, мы собираемся поднять вопрос их выдачи судебным органам Азербайджана. Это требования как международного права (оговорено в резолюции Генеральной Ассамблеи о принципах международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества), так и законодательства нашей страны. Надеюсь, что после привлечения этих лиц к уголовной ответственности за те злодеяния, которые они совершили, их допроса круг привлекаемых к уголовной ответственности по данным преступлениям лиц значительно расширится. Естественно, что эти люди не сами по себе участвовали в этой бойне, поэтому перед следствием стоит еще очень много кропотливой работы. Но на сегодняшний день мы с большим оптимизмом смотрим в будущее этого следственного дела. Этот оптимизм нам внушают как действующие конвенции, так и объективные факторы.

Кстати, о необходимости эффективного сотрудничества государств свидетельствует факт депортации в 2005 году из США по приговору суда Сан-Диего гражданина Армении В.Пататьяна за совершение преступлений на оккупированных территориях Азербайджана.

- Много ли сегодня мир знает о совершенных армянами преступлениях против азербайджанских граждан или здесь все еще есть дефицит информации?

- Действительно, сегодня международные организации подтверждают факты совершения в ходе агрессии на территории Азербайджанской Республики международных преступлений. Мировое сообщество действительно уделяет большое внимание преследованию такого характера преступлений, привлечению к ответственности физических лиц за совершенные ими злодеяния против человечества.

При зарождении конфликта мир не знал нас так хорошо, как знает сейчас. Сегодня Азербайджан – это независимое государство, мы вовлечены во все международные структуры. Сегодня и у нас в стране по этим преступлениям знают больше, чем как когда-либо. Этому, с одной стороны, способствует и активное содействие населения, правозащитных организаций,  с другой стороны – принятые документы законодательного характера. В соответствии с международными конвенциями 27 мая 2007 года принята концепция национальной безопасности Азербайджана, где четко установлены вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших на азербайджанской территории международные преступления.

- Есть ли надежды на то, что виновные в этих преступлениях рано или поздно получат по заслугам?

- Я надеюсь. Все эти факторы дают нам надежду на то, что и в Азербайджане, как это произошло в бывшей Югославии, Руанде, в других частях света, совершившие тяжкие преступления лица, жертвами которых стали дети, старики, женщины, будут наказаны в рамках закона.

Более того, уверенность мне придают и объективные обстоятельства, результат дальнейшей интеграции Азербайджана в европейское правовое пространство, в европейские структуры, которые имеют возможности и определенные рычаги воздействия на расследование преступлений такого характера.

- Я так понимаю, несмотря на международный характер совершенных против азербайджанских граждан преступлений, судить виновных планируется именно в Азербайджане?

- Безусловно, на сегодняшний день  нам удалось применить в Азербайджане требования международного права и соответствующих конвенций, которые обязывают государство пресекать и расследовать преступления такого характера. В 90-х годах прошлого столетия по всем фактам совершения массовых убийств, и т.д. возбуждались и расследовались уголовные дела, квалифицируемые как государственные преступления, преступления против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Поскольку в Уголовном кодексе Азербайджанской ССР, принятом в 1960 году и действовавшем с некоторыми изменениями до 1 сентября 2000 года, не были введены уголовно-правовые санкции за совершение международных преступлений. Все эти деяния квалифицировались как общеуголовные, а не международные преступления, и естественно за совершение этих преступлений никто не был привлечен к уголовной ответственности. Был нарушен принцип уголовной ответственности физических лиц.

Все эти уголовные дела были направлены в следственно-оперативную группу Генеральной прокуратуры, МВД и МНБ по расследованию преступлений, совершенных в ходе агрессии Армении против Азербайджана. В ходе следствия многие из этих ранее приостановленных уголовных дел, в том числе и по Ходжалы, были возобновлены и переквалифицированы как международные преступления. Были установлены лица, которые совершили эти преступления. Им было предъявлено официальное обвинение, и материалы в их отношении поданы в международный розыск.

На сегодняшний день в соответствии с международными договорами мы сотрудничаем с такой авторитетной структурой, как Интерпол, который принял наши установки о поимке этих преступников. Именно Интерпол, несмотря на известные положения своего Устава придает расследованию фактов международных преступлений особое значение. Интерпол провел по этой проблеме 3 международных конференций, принял специальные резолюции в отношении помощи национальным структурам в вопросах расследования и поимки лиц, совершивших международные преступления.

Сегодня в мире существует три основных направления уголовного преследования виновных в совершении международных преступлений: специализированные трибуналы создаваемые Советом Безопасности ООН, Международный уголовный суд, обладающий юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута, который также возлагает преследование лиц, виновных в совершении этих преступлений, на национальные органы уголовной юстиции, и, наконец, в рамках универсальной юрисдикции, которые обязывают именно национальные органы в вопросах расследования, выявления и пресечения такого характера преступлений.

Да, мы надеемся, что на сегодняшний день такого рода преступлениям юридическую оценку будут давать именно наши, легитимные азербайджанские суды, созданные и действующие на основании Конституции республики. Но поскольку мы являемся членами европейского сообщества, и при вхождении в Совет Европы взяли на себя определенные обязательства, мы попадаем под юрисдикцию Европейского суда. Это возлагает ответственность и на наши следственные и судебные органы. То есть любое их решение теоретически подлежит рассмотрению и обжалованию в Европейском суде, решение которого обязательно.

То есть, говоря об изменении объективной реальности, я имею в виду, что прежде при зарождении конфликтов таких рычагов не было, мир в то время вообще был мало осведомлен о существующих на Кавказе проблемах. Сегодня этот путь пройден, сегодня мы – уважаемое на международной арене независимое государство, которое четко выбрало демократические принципы развития, интеграцию в европейское правовое пространство, и мы не имеем права оставлять без внимания уничтожение на нашей территории мирных жителей под какими бы то ни было лозунгами. Требование права нации на самоопределение не является гарантией ухода от ответственности за такого рода преступления. И ни один политик не имеет права амнистировать лиц, совершивших преступления, именуемые как международные. Эта право предусматривает демократические, цивилизованные методы поведения, а не уничтожение детей, стариков и женщин, что сегодня считается международным преступлением, и любое уважающее себя цивилизованное государство эти нормы ввело в свое уголовное законодательство, как и санкции за совершение такого рода преступления.

- Между тем, армяне в ответ на обращение Азербайджана в Интерпол направили свое обращение в эту организацию, заявляя о преступлениях азербайджанцев в ходе войны. Насколько правомочна их эта деятельность и может ли это обращение рассматриваться всерьез?

- Мы все должны уважать право и букву закона. Я как-то столкнулся с высказыванием одного российского политолога: «Международное право – это всего лишь закрепление военных решений». Такое отношение к международному праву, на мой взгляд, очень опасно. Своевольная трактовка права как военного инструмента, возможно, несет людям даже больше горя, чем мы это предполагаем. 

Если исходить из буквы закона, то на международно признанной территории Республики Армения не было совершено лицами азербайджанской национальности ни одного террористического акта, ни одного факта геноцида, ни одного факта тех деяний, которые международное право трактует как преступление против международной безопасности, против мира. Вместе с тем такие преступления совершались на признанной всеми субъектами международного права территории Азербайджанской Республики. В этой связи говорить о преступлениях, которые не были пресечены, и виновные в совершении которых не были наказаны, может только азербайджанская сторона.

Действительно, армянская сторона обратилась в Интерпол по поводу преступлений, совершенных лицами азербайджанской национальности на территории собственно Армении, но это были преступления общеуголовного характера. То есть кто-то кого-то убил на бытовой почве, кто-то угнал чей-то скот, кто-то где-то хулиганил. Но к этим людям применяются принципы уголовного судопроизводства, то есть срок давности. Особенностью же международных преступлений как раз и является то, что к этим преступлениям срок давности не применяется. При этом за геноцид в Ходжалы или Гарадаглы ни один человек не наказан, за террористические акты, которые были совершены на территории Азербайджанской Республики, мало кто осужден.

А главное заключается в том, что совершение международных преступлений на территории Нагорного Карабаха, как и депортация сотен тысяч азербайджанских граждан, с нарушением при этом принципов международного гуманитарного права – все это факт.

И здесь есть возможность привлечения к уголовной ответственности этих лиц в рамках либо международных трибуналов (у нас есть достаточно доказательств для предъявления в международный трибунал), либо в рамках действующих судов в Азербайджане, что также в полной мере легитимно и отвечает принципам и духу международных конвенций, к которым, кстати, присоединилась и сама Армения. 

М.Ж.

Поделиться:
4268

Последние новости

Все новости

1news TV