Бахар Мурадова: «Азербайджан – наиболее развитая страна Южного Кавказа, и в силу этого на него ложится ответственность за мир в регионе»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя Милли Меджлиса, руководителем делегации Азербайджана в ПА ОБСЕ Бахар Мурадовой
- Во время недавней зимней сессии ПА ОБСЕ докладчик этой организации по Карабахскому конфликту Горан Ленмаркер предложил создать платформу парламентариев стран Южного Кавказа. Какова может быть роль такой платформы в урегулировании конфликтов региона, в том числе армяно-азербайджанского?
- Эту инициативу ПА ОБСЕ выдвигала уже не раз. Суть его в том, что парламентарии стран региона между собой будут искать решение имеющихся проблем и тем содействовать урегулированию конфликтов и одновременно подготовке народов к этому.
Встреча с участием Г.Ленмаркера на зимней сессии была посвящена итогам его поездки на Южный Кавказ, а также изложению соответствующих рекомендаций. Его высказывания на той встрече свидетельствуют о его растущей осведомленности относительно армяно-азербайджанского конфликта. Я ранее говорила и повторяю, что Г.Ленмаркер занимает, пожалуй, наиболее справедливую позицию в отношении этой проблемы в ПА ОБСЕ. Он открыто говорит об оккупации азербайджанских территорий, о тяжелом положении наших беженцев и переселенцев. На упомянутой встрече он подчеркнул, что армяно-азербайджанский конфликт не замороженный, а затянутый, что ежегодно в результате обстрелов и подрыва на минах с обеих сторон гибнет не менее 25-30 человек. По его словам, во время таких конфликтов страны вынуждены расходовать на военные цели свои силы и средства, которые могли бы пойти на прогресс и благосостояние народа.
Докладчик подчеркивает, что в случае урегулирования конфликта все имеющиеся негативные тенденции будут устранены, резко изменится обстановка на Южном Кавказе – регионе, имеющем большое значение для Европы. То есть он высказал то, о чем до этого говорили мы. Докладчик отметил, что оккупированные земли должны быть мирным путем освобождены, переселенцы должны беспрепятственно вернуться в родные места, а регион демилитаризован. Я считаю, что все эти предложения целиком перекликаются с нашей позицией. Положительно относясь к его высказываниям, я не думаю, что его мнение о пользе регулярных встреч между парламентариями достаточно обоснованно.
- Чем объясняется ваш скептицизм?
- Контакты между азербайджанскими и армянскими депутатами происходили многократно, но всякий раз неконструктивная позиция армянской стороны делала дальнейшие встречи бессмысленными. Еще не было такого, чтобы стороны с начала до конца спокойно обсуждали проблемы, как минимум стремились к достижению общей точки зрения в отдельных аспектах. Обе стороны излагают свои позиции – каждая свою правду, и эти позиции настолько диаметрально противоположны, что найти какой-то компромисс очень и очень трудно. На упомянутой нами встрече, а также во время недавнего визита в Баку Г.Ленмаркер предупредил, чтобы ни одна из сторон не рассчитывала на «100-процентно положительный результат».
Конечно, это высказывание представляется логичным адресовать армянской стороне, но к нам-то оно не имеет отношения. Для нас 100-процентно положительным итогом станет признание и восстановление нашей территориальной целостности. Если ставится требование об освобождении оккупированных территорий, оно должно быть выполнено.
Компромисс же с нашей стороны состоит в том, что после всего, что произошло, мы все же идем на мирные переговоры с другой стороной. Какой еще может быть с нашей стороны компромисс? Мы дали согласие на мирное урегулирование конфликта, в то время как для шагов иного плана с нашей стороны никаких ограничений в международном праве нет. Мы вольны избрать другой путь для освобождения наших земель, но пока что все наши усилия направлены на мирное решение. Такова наша позиция, заявлявшаяся уже не раз, и в рамках сессии ПА ОБСЕ мы в очередной раз ее изложили. Об этом заявлял сам Г.Ленмаркер и на постоянном комитете ПА, и на пленарной сессии, заседаниях отдельных комитетов, и я очень позитивно этот факт оцениваю. Армянская сторона выступала с противоречащими этой позиции заявлениями, но получила соответствующий ответ. Тем не менее они остаются на своей заведомо неконструктивной позиции, пытаясь к тому же вводить в заблуждение тех участников сессии, которые недостаточно информированы о сути конфликта.
Между прочим, после событий в Грузии ПА ОБСЕ, как и другие международные организации, заметно усилила внимание к таким конфликтам, и можно заключить, что в нынешнем году появится, как заметил Ленмаркер, золотой шанс для урегулирования. Конечно, пока очень трудно сказать, как этот шанс будет использован. Самое главное, что армяно-азербайджанский конфликт остается в повестке дня, и ОБСЕ активизирует усилия к его разрешению. Не стоит забывать об инициативе одного из членов ОБСЕ – Турции о создании Платформы безопасности и сотрудничества на Кавказе.
В рамках сессии у нас состоялась по инициативе другой стороны встреча с делегацией Италии в ПА ОБСЕ. Они интересовались деталями конфликта и в свою очередь выдвинули предложение о проведении трехсторонней встречи. Данный шаг Италии как члена ПА ОБСЕ и Минской группы ОБСЕ следует расценивать как попытку сблизить стороны и внести вклад в разрешение проблемы. Итак, усилия нарастают, но результатов, к сожалению, пока что нет.
- С чем может быть связана такая внезапная активизация итальянской стороны и ее предложение о трехсторонней встрече?
- На зимней сессии ПА ОБСЕ по инициативе президента Росси Дмитрия Медведева обсуждался вопрос «Новая архитектура безопасности Европы». Мы приняли участие в дебатах и выразили точку зрения, что будущие межгосударственные договора, ил деятельность структур, которые будут эти договора реализовывать, должна основываться на принципах Заключительного акта Хельсинки. Мы подчеркнули также нашу заинтересованность в неукоснительном выполнении этих основополагающих для ОБСЕ принципов, и отметил, что новые правила не должны расходиться с уже действующими. Мы подчеркнули, что в качестве ведущего принципа должен быть принят принцип территориальной целостности и суверенитета государств, а принцип самоопределения наций может быть реализован только в рамках этого ведущего принципа.
Естественно, каждый стремится занять свое место в новой архитектуре европейской безопасности, внести вклад в ее построение, и инициативу Италии следует воспринимать именно в таком контексте. Это вполне нормально, и такого рода шаги должны были предприниматься и ранее. В Минской группе ОБСЕ слишком много государств, занимающих пассивную позицию. Мы видим лишь деятельность стран-сопредседателей, и еще братской Турции. Если помните, года два назад Бельгия предложила провести в стенах ее парламента встречу парламентариев Южного Кавказа, и это предложение было реализовано. Полагаю, что такие предложения заслуживают одобрения, хотя бы потому, что авторы таких предложений изучают проблему и начинают видеть, кто прав, а кто виноват.
- Г.Ленмаркер, с одной стороны, говорит о необходимости освобождения оккупированных земель, а с другой - призывает стороны, особенно Азербайджан, к уступкам. Не следует ли оценить такую позицию как попытку навязать азербайджанской стороне мирное соглашение? Возможно ли в ближайшее время давление на Азербайджан в данном русле?
- Как бы кто ни воспринимал эти высказывания, ни у кого не хватит сил принудить Азербайджан к подписанию какого-либо соглашения. С другой стороны, требование уступок от Азербайджана может быть обосновано тем, что Азербайджан – экономически наиболее развитая и стабильная страна региона, и в силу этого на него ложится наибольшая ответственность за мир в регионе. Наряду с этим, раздаются высказывания, что Армения – страна бедная, население ее прозябает в нищете, и все, включая Азербайджан, должны им помогать. Отсюда следует, что если Азербайджан усиливается, то он должен и ответственности больше принимать на себя.
Но нужно ли это понимать как необходимость примирения с утратой земли? На это мы пойти не можем. Да, мы усиливаемся, причем благодаря нашим подземным богатствам, ни от кого помощи не ждем, и, естественно, наряду с этим растет наш военный потенциал. К тому же не стоит недооценивать и военный потенциал Армении, поскольку на территории этой страны размещены военные базы России, на них служит множество граждан Армении. Впрочем, все это нас мало волнует, поскольку мы усиливаемся за счет собственных возможностей и ни перед кем не в долгу. И мы никогда не подпишем никакой документ, хоть на йоту идущий вразрез с интересами Азербайджанского государства и народа. Такова позиция президента Азербайджана. Эту позицию поддерживали и будут поддерживать все парламентарии и весь народ Азербайджана.
Кямиль Хамзаоглу