Что несет Азербайджану турецко-армянское сближение?
«Футбольная дипломатия» президента Турции Абдуллы Гюля продолжает окрашиваться в новые тона. И ныне она обретает цвет хаки.
Так, после начала переговоров о поставках электроэнергии из Армении, открытия прямых рейсов Стамбул – Ереван, организации факультетов армянского языка в нескольких турецких университетах и создании армяноязычного телеканала стороны приступили к обсуждению перспектив разблокирования границ между Арменией и Турцией.
Да, еще несколько лет назад нельзя было представить ситуацию, что официальная Анкара пойдет на разблокирование границы с Арменией, которую в одностороннем порядке закрыла в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном. Переговоры между Анкарой и Ереваном вошли в финальную стадию, и это историческое событие может произойти после вчерашних выборов в местные органы власти в Турции, где вновь победили последователи партии AKP.
«Отношения Турции с Арменией находятся на пути к улучшению. Наши проблемы менее серьезны, чем между Арменией и Азербайджаном», – сказал на прошлой неделе газете Zaman глава турецкого внешнеполитического ведомства Али Бабаджан. Это заявление знаменательно тем, что, пожалуй, впервые представитель официальной Анкары дифференцировал армяно-турецкие и армяно-азербайджанские проблемы. До сих пор Турция для нормализации отношений предъявляла два увязанных условия: Армения прекращает кампанию по международному признанию «геноцида» в 1915 году и освобождает оккупированные районы Азербайджана. Официально Анкара требования не отзывала, но смягченная риторика, безнаказанные в отличие от прошлых лет акции турецкой интеллигенции по признанию «геноцида» армян наводят на предположение, что стороны нащупали взаимоприемлемый вариант.
После исторической встречи в Ереване президентов Турецкой Республики и Республики Армения у двух стран появилась большая надежда на быстрое налаживание отношений. Президентами было заявлено, что у обоих народов появилась решимость и желание сломить, наконец, вековые разногласия и шагнуть в ногу со временем. Этот шаг можно действительно трактовать, как уникальный для Турции и Армении. Возможно, обе страны готовят свое население к психологическому преодолению всех исторических предрассудков, появившихся за несколько поколений. Например, еще в этом году менее 30% населения РА видело в Турции хорошего политического партнера, сегодня же эта цифра приблизилась к 41%, что говорит о быстром изменении менталитета жителей Армении. Подобная ситуация наблюдается и в Турции. Редактор «Турецкого политического еженедельника» Диба Нигар Гассел считает, что турецкое общество стало относиться к армяно-турецкому сближению все более положительно, а вопрос «геноцида» воспринимается в Турции все более критически, нежели пару лет назад. По ее словам, встреча президентов сыграла немалую роль для изменения ментальности турецких граждан. Фактически, если верить статистике, за этот небольшой промежуток времени граждане обеих стран стали относиться друг к другу намного теплее и благоразумнее.
В основе имеющихся противоречий между Арменией и Турцией лежали такие принципиальные вопросы, как оккупация армянскими вооруженными формированиями 20% территории Азербайджана, а также события 1915 года, связанные с так называемым «геноцидом армян». В результате распада Советского Союза получившая независимость Армения приступила к реализации национальной программы по международному признанию факта гонений армянского этноса в Османской Империи. Необходимо отметить, что проблема «геноцида» является крайне «наболевшим» вопросом как для турецкой, так и для армянской стороны. Причем эксперты обеих стран в силу разносторонности своих взглядов по-разному оценивают прошедшее. По мнению армянских историков, события, в результате которых погибло более 1,5 миллиона армян, необходимо расценивать как массовое и целенаправленное уничтожение армянского этноса, т.е. геноцид. Однако турецкая сторона, в свою очередь, считает эту версию необоснованной, а цифры сильно завышенными. Турецкие ученые, а также противники признания геноцида, опираясь на другие исторические факты, имеют свое мнение на этот счет. «Во-первых, временные рамки значительно расширены, с одного до 45 лет, при этом в своих заявлениях касательно гонений армян проармянские эксперты расходятся в числах. Так, число павших варьирует с 1,2 до 2 млн. человек», – комментируют историки.
Причем, согласно исследованиям американского ученого Джастина Маккарти, «армянские революционные группы усилили свою антиосманскую деятельность» и «какой бы ошибочной не считалась депортация с точки зрения сегодняшней морали, никто не может серьезно отрицать тот факт, что именно вследствие помощи, оказываемой армянами вторгающимся русским армиям в 1828, 1854 и 1877 гг., турки решили, что они не могут доверять армянам».
Между тем, «в результате подрывной деятельности армянских вооруженных групп и открытой конфронтации христианского населения с мусульманским в восточных провинциях Анатолии из почти 3 млн. человек мусульман жертвами стали около 1,6 млн. человек», – отмечают эксперты, выдвигая свою версию событий 1915 года.
На вопрос 1news.az о так называемом «геноциде армян» израильский специалист-тюрколог Университета имени Давида Бен Гуриона, доктор политических наук Ави Рубин сказал, что произошла историческая трагедия армян в Оттоманской империи. «Однако не надо забывать, что и очень много турок погибло в этом кровавом событии. Согласно мнению историков, глубоко изучавших историю Оттоманской империи, они не могут до конца понять, что там произошло. Поэтому я не могу назвать эту историческую трагедию, произошедшую в Оттоманской империи, геноцидом. А сравнивать данную трагедию с Холокостом практически невозможно»,- сказал доктор Рубин.
По мнению израильского эксперта, стремление возложить ответственность Оттоманской империи за данную трагедию на современную Турцию абсурдно. «Отоманская империя и Турция -это совершенно разные государства, с различной политической системой. Это похоже на то, как Австрия будет нести ответственность за политику Австро-Венгерской монархии»,- сказал Рубин.
Недавно выходящий в США журнал Newsweek привлёк внимание к улучшению взаимоотношений между Турцией и Арменией, и призвал Конгресс не включать в повестку дня рассмотрение законопроекта, касающегося армянских утверждений относительно событий 1915 года. В комментарии под заголовком «Как положить конец дискуссиям о геноциде?» отмечается, что в турецко- армянских отношениях отмечено потепление и указывается, что непредоставление на рассмотрение в Конгресс законопроекта относительно событий 1915 года можно было бы рассматривать в качестве первого шага на пути к миру между народами Турции и Армении.
В комментарии также отмечается, что до сих пор армянская сторона не желала принять предложение премьер- министра Турции Эрдогана о создании совместной комиссии, состоящей из историков двух стран, однако, в последнее время в подходе правительства Еревана отмечены изменения. В аналитической статье, помещенной в журнале Newsweek, в частности, отмечается следующее: «Эрдоган согласится на проведение исследований. Армения, в свою очередь, должна согласиться провести исследования, связанные с тем, что армяне, являвшиеся подданными Османской Империи, воевали на стороне России и участвовали в уничтожении турок и курдов».
В корне попыток нынешней политической элиты Турции в лице партии АКР нормализовать отношения с Арменией стоит ряд внешних и внутренних факторов. Высокая вероятность признания новой администрацией США «геноцида армян», напряженность а турецко-израильских отношениях вынуждает Анкару идти на сближение с Ереваном. Многие годы попытки признания «геноцида армян» в США предотвращались при содействии мощного еврейского лобби Америки. Однако словесная дуэль между премьер-министром Турции и президентом Израиля в Давосе бросила густую тень на турецко-израильские отношения, поэтому теперь под вопросом – окажет ли в этом году еврейское лобби помощь Турции в предотвращении признания «геноцида армян» в Конгрессе. И хотя влиятельное еврейское лобби в Соединенных Штатах довольно негативно расценило демарш турецкого премьера, достаточно очевидно, что Турция, являющаяся членом НАТО и одним из ближайших стратегических союзников США, куда более привлекательный для Запада, да и для самого Израиля претендент на всеисламское лидерство, нежели Иран.Что же касается еврейского лобби, которое угрожает в ответ на действия Анкары посодействовать прохождению в Конгрессе США резолюции о так называемом «геноциде армян», то этот момент, вероятно, учтен турецким правительством. Нельзя не заметить, что Анкара решилась на демонстративное осуждение политики Тель-Авива в тот момент, когда замаячила перспектива налаживания отношений с Арменией. По всей видимости, расчет Анкары строится на том, что администрация Барака Обамы, включившего признание «геноцида» в перечень своих предвыборных обещаний, не решится на подобный шаг, способный на корню подрубить начавшийся процесс столь ожидаемой на Западе нормализации армяно-турецких отношений.
Это факт, что внешняя политика Турции по отношению к Армении всегда основывалась на треугольнике Анкара-Баку-Ереван, при этом Еревану ставились три основных условия: отказ от территориальных претензий к Турции, отказ от претензий на «геноцид», якобы совершенный в Турции против армян в 1915 году, безоговорочное освобождение оккупированных территорий Азербайджана. В последние 20 лет Турция считала выполнение этих условий нормализации отношений с Армении важным и даже в самые трудные времена не отказывалась от них.
Однако теперь официальная Анкара по вышеуказанным причинам вынуждена изменить этот внешнеполитический курс и отвести интересы Азербайджана на задний план. Для того, чтобы избежать в этом году признания «геноцида армян», Турция отказалась от интересов Азербайджана. Чем она пожертвует в следующий раз? В корне сегодняшней напряженности в азербайджанском обществе находится принесение Турцией интересов Азербайджана в жертву своей безуспешной внешней политике.
Заместитель министра иностранных дел Турции Ахмед Унал Чевикез недавно прокомментировал реакцию Азербайджана на отношения между Анкарой и Ереваном: «Азербайджан, как наш близкий родственник в регионе, следит за нормализацией связей между Турцией и Арменией. Кроме того, между Арменией и Азербайджаном все еще сохраняется неразрешенный Карабахский конфликт, поэтому внимание Баку к этому вопросу совершенно естественно. Однако для беспокойства и подозрений нет оснований».
Итак, из всего вышеизложенного следует, что, во-первых, армяно-турецкие переговоры действительно находятся на завершающей стадии, и, во-вторых, эти переговоры, несмотря на существенные препятствия, все же не оказались непреодолимыми. Откроется граница или нет, но вопросы, связанные с территориальными притязаниями, историческими экскурсами, предрассудками международной общественности и усилением ненависти к Турции, останутся. И, наконец, турецкие официальные лица уже в открытую заявляют, что турецко-армянские и азербайджано-армянские отношения нужно рассматривать отдельно. Иначе как относиться к заявлению Бабаджана о том, что «турецко-армянские отношения на пути к улучшению, в то время как проблемы, существующие между Арменией и Азербайджаном, намного серьезнее армяно-турецких проблем». Дело в том, что министр иностранных дел Турции недавно заявлял, что «вопросы «геноцида», территориальных претензий и Нагорно-Карабахского конфликта будут решаться в комплексном формате. Они неотрывны друг от друга». Теперь же следует, что, оказывается, без какого-либо комплексного формата и, самое главное, в отрыве друг от друга, армяно-турецкие «отношения» все же смогли нормализоваться.
Здесь стоит вспомнить эмоциональное, а иногда слишком популистское поведение турецкого премьера во время действий Израиля в ходе антитеррористической операции «Литой свинец» (направленной на предотвращение ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа). Так, премьер-министр Турции Эрдоган использовал исключительно резкие слова, чтобы охарактеризовать военную операцию Израиля в секторе Газа. Однако данными критическими замечаниями турецкий глава правительства не ограничился, заявив позже, что страна, которая не выполняет резолюции Совбеза ООН, должна быть изгнана из организации. Возникает вопрос: почему премьер-министр Эрдоган данные слова не высказал об Армении, оккупировавшей 20% территрории Азербайджана и не выполняющей 4 резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в 1993 году и требующие от Армении немедленно покинуть оккупированные азербайджанские территории. А сегодня умеренно исламский режим Эрдогана готов разблокировать свою границу с государством-агрессором, оккупировавшим 20% территории братского Азербайджана и изгнавшего 1 миллион азербайджанцев с собственной земли. Вот как здесь не вспомнить великие слова лорда Пальмерстона (главу МИД, а впоследствии премьер-министра Великобритании в середине XIX века): «У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы». К сожалению, это сегодня жестокая реальность международных отношений и мы это должны понимать.
Да, сегодня азербайджанские СМИ жестко критикуют турецко-армянское сближение. Однако мишенью критики является не Республика Турция, а политическая элита Партии справедливости и согласия, продолжающая допускать ошибки во внешней политике. Нет сомнений, что самый тяжелый удар в результате безуспешной политики Турции в вопросе Армении будет нанесен Азербайджану. Сближение с Арменией – это сигнал тревоги, потому что трудно поверить в то, что Анкара, не заступившаяся за Северный Кипр и Киркук, будет до последнего защищать интересы Азербайджана.
Ну что ж, по большому счету, этого следовало ожидать. В этой ситуации азербайджанской стороне все-таки не стоит драматизировать факт улучшения армяно-турецких отношений. Правда, открытие границ между Турцией и Арменией приведет к возникновению отношений нового качества и уровня на Южном Кавказе. Но вряд ли стоит ждать позитивного влияния этого события на урегулирование Карабахского конфликта. Так что официальному Баку самому придется решать свои проблемы, но уже в своем и желательно комплексном формате.
Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора