Тегеран-09: в космос по приказу аятоллы
В то время как внимание мирового сообщества приковано к предстоящему запуску северокорейской ракеты, то ли со спутником, то ли в боевом исполнении, как-то незаметно прошло известие о завершении существования собственно иранского спутника, запущенного 2 февраля и проработавшего 40 суток.
Между тем, ракетный потенциал Ирана, основа которого – все лучшее, созданное в свое время СССР, Китаем и Северной Кореей, позволяет ИРИ в скором времени стать полноценной космической державой, т.е., обладательницей мощного стратегического ракетного вооружения. Совершенствование ракетно-космических технологий – главное направление развития иранских Вооруженных сил и промышленности наряду с ядерной энергетикой.
Сразу после успешного февральского запуска глава иранского космического агентства Реза Такипур в пространном интервью сообщил ряд подробностей относительно национальной программы покорения космоса. Например, Исламская Республика планирует еще до 2021 года запустить в космос первого иранского космонавта на ракете собственного производства.
В свою очередь министр коммуникаций Ирана заявил, что Тегеран разрабатывает семь различных модификаций спутников, в том числе три высокоорбитальных аппарата связи. По плану, в 2010 году у Ирана должно быть на орбите 5 работающих спутников.
Примечательно, что руководитель иранской космонавтики подтвердил намерение Республики существенно опередить, в частности, Китай, которому потребовалось 15 лет для подготовки первого пилотируемого полета.
Прямо скажем, космических амбиций Тегерану не занимать, но основания для этого есть. Особенно – в области развития ракетных технологий. Первый иранский спутник «Надежда» на орбиту вывела собственная двухступенчатая ракета – носитель «Сафир-2». По информации из Тегерана, скоро в космос уйдут носители семейства «Кявешгяр».
В этой связи западное разведсообщество предупреждает, что успехи Ирана в гражданском ракетостроении напрямую говорят о новых возможностях в деле совершенствования стратегического ракетного баллистического оружия.
Основой основ иранской ракетостроения является советская тактическая ракета РС-14 «Скад» и ее северокорейские и китайские модернизированные аналоги. Соответствующее семейство иранских ракет называется «Шехаб». Старт этой программы относится к началу 90-х годов, когда были разработаны ракеты «Шехаб-1-2» на основе закупленных в КНДР более 300 ракет Скад». К 1997 г. ИРИ развернула собственное производство этих ракет. Кроме того, имеются данные, что Иран ведет производство ракет «Шехаб-2» в Сирии.
Следующим шагом стала ракета «Шехаб-3» Ее конструкция основана на северокорейских ракетах No Dong-1/A и No Dong-1/B, которые, не исключено, были разработаны и модернизированы при иранской финансовой поддержке.
Начав серию испытаний этой ракеты в 1998 г., Тегеран приступил к разработке и ракеты «Шехаб-4». Первый успешный запуск «Шехаб-3», на которой был установлен новый северокорейский двигатель, состоялся в июле 2000 года. 22 сентября 2003 года ракеты «Шехаб-3», смонтированные на мобильных пусковых установках, были показаны на военном параде в Тегеране.
Западные аналитики предполагают, что эта ракета имеет дальность стрельбы порядка 2000 км при массе полезного груза 700 кг., то есть, является полнокровной ракетой среднего радиуса действия. Или, называя вещи своими именами, стратегическим оружием. Причем, если верить сообщениям, то к началу прошлого года иранцы сумели довести массу полезного груза ракеты до 1,3 т без уменьшения дальности стрельбы.
Сегодня во всю развернуты работы по баллистическим ракетам, уже твердотопливным, «Шехаб-5,6» с дальностью стрельбы 3000 км и 5000 км, соответственно. Получается, что Тегеран вплотную приблизился к созданию стратегического ракетного оружия межконтинентальной дальности стрельбы.
Под стать собственно ракетным масштабам и наземная инфраструктура. Иран уже располагает семью основными центрами по разработке и производству ракетной техники (Исфаган, Семнан, Шираз, Султанатабад, Лавизан, Кух-Барджамали и Шахруд), не считая многочисленных не столь крупных предприятий.
Непоколебимость курса Тегерана на наращивание ракетных сил подтверждает еще недавняя принадлежность ракетных частей к элите «Стражей исламской революции».
Сегодня же статус ракетных войск еще выше. Они подчиняются лишь духовному лидеру ИРИ.
Андрей Кисляков
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.