О чем сказал президент 6 апреля
Выступление Ильхама Алиева на Совете безопасности стало фактом неординарной ситуации.
Эта общая истина прочитывается с первого раза и не требует банального пересказа. Существенные моменты скрыты в тенденциях национальной политики, а она претерпевает изменения, оставаясь неизменной в своей стратегии суверенитета. Уточняются и развиваются основоположения внутренней и внешней политики. Все последние выступления президента ценностно нагружены: в них рельефнее акцент на своеобразии общества по имени «Азербайджан». Эта тенденция знаменует новую фазу в развитии государства.
Еще древние китайцы понимали, что настоящая победа достигается там, где цели достигаются без кровопролитного сражения на поле боя. Холодная война с Арменией продолжает вносить свои коррективы и смыслы во внешнюю политику Азербайджанского государства. Важный акцент дня сегодняшнего: противоборство имеет свой идеологический фронт - борьба с армянским национализмом этнократического толка. Армянское население Нагорного Карабаха не является врагом Азербайджана - государства, построенного на началах этнической солидарности и религиозной терпимости. Врагами азербайджанского и армянского народов являются этнократы, под какими бы лозунгами они не выступали, все сторонники превосходства одного народа над другими. В этой холодной войне нарастает удельный вес таких понятий как нравственный патриотический стержень государственной, в том числе и воинской службы.
«Азербайджан, - говорил Ильхам Алиев, - построил свою независимую политику на основе национальных интересов». Слово «национальный» - производное от «нации». Азербайджанская нация - полиэтнична, ее нравственный стержень в согласливом единстве населяющих страну народов - это гражданское, политическое единство. Известны попытки, вроде проекта т.н. «Азербайджанского дома», раздробить общежительную практику. Они не удались, потому что книга азербайджанской истории насчитывает великое множество страниц сотрудничества народов, которые не заслонить эпизодами вражды, как бы они не саднили память кровавыми подробностями. Здесь традиция общежительства служит иммунитетом, а она - традиция - подпитывается текущей политикой государства, живет в ежедневщине больших и малых дел.
«Защита национальных интересов, - сказал президент, - является самой главной, важнейшей задачей для нас, и наша страна добилась больших успехов в этом направлении». Понятийный концепт «национальные интересы» весьма конкретен потому, что укоренен в мировоззрении и подходах главы государства, правящего политического класса Азербайджана. «Национальный интерес» есть синоним «государственного интереса» - суровая конкретика, что уберегает от соблазна идеологических иллюзий, вроде «единства на крови» или «единства на вере». Государственный интерес фундаментален, он реалистичен, ибо учитывает, прежде всего, расклад сил, возможностей субъектов международной политики, держа в поле зрения различные факторы симпатий и предпочтений. Такова школа реализма Гейдара Алиева, ее прошли наши государственники, осваивая на марше в 90-е годы, спасая страну от деструктуризации жизненных начал, от перевода на мерцающе-угнетенный путь экономического «развития. В этом смысле «Азербайджанское государство, строя свою политику на прочной основе, приводит ее в соответствие с происходящими в регионе переменами». «Так оно и должно быть», - подчеркивает президент.
Эти соображения донельзя уместны сегодня, когда в наличии настроения, царящие в среде мечтательных радетелей тюркской солидарности - разочарования, обиды, горечи. Они адресны и подразумевают политику страны, вызывающей горячие симпатии. Идеалы в политике были и будут, но они не должны подменять интересы, а, напротив, строиться на них. В этом смысле крылатая фраза Гейдара Алиева «Один народ - два государства» не столь уж однозначна. Она реалистична. Надо присмотреться к сути, чтобы понять: два государства - это две судьбы. Но что может быть устойчивее судьбинного начала! Разные судьбы воплотились в двух культурно-исторических типах личности, в национальных характерах с разными сочетаниями секулярности и религиозности, просвещенности и культурности. Азербайджанская государственность в ХХ веке, – феномен не похожий на турецкое государство Кемаля Ататюрка. Вспомним и о том, что Азербайджанская Демократическая Республика обрела национальные очертания, вопреки желанию младотурецких политиков Османской империи. Нынешняя турецкая элита, а это исламисты, повязывающие галстуки, имеет свои духовные источники, она подпитывается иными образами и воспоминаниями, нежели азербайджанская элита. У нас различный государствостроительной опыт и, соответственно, разнятся представления о достойной национальной жизни. Впрочем, эти факты мало что значат для людей, привыкших ставить предрассудки выше реальности.
Национальный интерес - это антикризисная экономическая и социальная политика. «Необходимо, - говорит президент, - и в предстоящие месяцы принять дополнительные меры для развития реального сектора экономики». Нельзя добиться поставленной цели без расширения роли государства, как и нельзя, достичь иной, но сопряженной цели - сохранения и преумножения общественного благосостояния - всех, без изъятий граждан страны. В годину великого и беспощадного кризиса «мы должны, - говорит президент, - оказать дополнительную помощь предприятиям, испытывающим определенные трудности, в том числе обеспечить их финансовыми ресурсами. В будущем следует еще более увеличить размер адресной социальной помощи наименее обеспеченным в социальном отношении людям. Вопросы социальной защиты, как всегда, будут находиться в центре внимания». «Таким образом, - заключает президент, - уверен, что Азербайджан с честью преодолеет этот сложный глобальный финансовый и экономический кризис».
Слово «с честью» никогда не являлось лишним в лексиконе человека, имевшего в детстве мечту стать генералом. Личностный фактор в азербайджанской политике всегда был значим. Сегодня это важно как никогда.
Талят Алигейдар, специально для 1news.az
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.