Двадцать лет, которые трясут Грузию
Весной 1988 года в абхазском селе Лыхны состоялся 30-тысячный народный сход. Абхазы приняли обращение к высшим властям СССР с требованием о выходе из состава Грузии и образования союзной абхазской республики. Итог – вооруженное столкновение между абхазами и грузинами на берегу реки Галидзга.
Противостояние продолжалось два дня. Испускавшая тогда дух машина советского тоталитарного государства сумела погасить пламя раздора. В многовековой истории взаимоотношений двух народов пролилась кровь. Погибло 14 человек – 9 грузин и 5 абхазов.
Апрельский митинг двадцатилетней давности в Тбилиси изначально носил антиабхазский характер. Начался он 4 апреля и постепенно приобрел антисоветскую направленность. После неоднократных призывов разойтись по домам, к протестующим была применена сила. Это случилось 9 апреля. В результате действий советских войск погиб 21 человек. В Грузии день 9 апреля был объявлен государственным праздником — Днем национального единства.
Главными организаторами митинга были диссиденты Мераб Костава и Звиад Гамсахурдия. Апрельская трагедия превратила их в национальных героев. Спустя полтора года в Грузии состоялись выборы в Верховный совет, на которых победил блок Звиада Гамсахурдиа «Круглый стол — Свободная Грузия», набрав 54% голосов. Грузия стала единственной республикой в СССР, в которой радикалы из диссидентов пришли к власти.
Вскоре при невыясненных обстоятельствах в автопроисшествии погиб Мераб Костава. Оставшись единоличным национальным лидером, Гамсахурдия на первых президентских выборах в Грузии в мае 1991 года побеждает, получив 87% голосов избирателей. Фактически он продержался у власти менее трех месяцев – до августовского путча 1991 года. Главу грузинского государства стало покидать ближайшее окружение - якобы за поддержку им путчистов. Началась гражданская война, и в январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа бежал из Тбилиси.
Авторство вооруженного свержения Звиада Гамсахурдии молва приписывает тогда безработному и проживавшему в Москве экс-министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе. Прослывший во всем мире как активный проводник политики «перестройки», «ускорения» и «гласности», Эдуард Шеварднадзе прибывает на берега Куры «по просьбе грузинской интеллигенции». Народ встречает его аплодисментами, видя в нем спасителя нации. Так и говорили на Кавказе: у армян есть диаспора, у азербайджанцев – нефть, а у грузин – Шеварднадзе.
Но надежд соотечественников «белый лис» не оправдал. Затеял странную войну в Абхазии, которая была проиграна. Верховный главнокомандующий, коим был Эдуард Шеварднадзе, вывел из Абхазии живую силу и тяжелую технику на российских военных кораблях в грузинский портовый город Поти. После этого абхазские вооруженные формирования без особого труда овладели Сухуми. Изгнанными из своих домов оказались около 300 тысяч человек.
В период правления Эдуарда Шеварднадзе Грузия погрязла в нищете и беззаконии, коррупция приобрела масштабы эпидемии и стала почти такой же характерной чертой пейзажа, как разбитые дороги или разрушающиеся здания.
Второго президента Грузии свергали, как и первого, но не автоматами Калашникова, а голландскими розами. Лишь бы ушел Эдуард Шеварднадзе, народ был готов принять взамен хоть черта. И таким оказался Михаил Саакашвили. Он начал свою деятельность с государственного рэкета – отъема денег у местных богачей.
Бросали людей на нары и держали в тюрьмах до полной выплаты выкупа. За счет этого и держится до сих пор власть Саакашвили. Последний, кто был арестован по названной криминальной схеме, это московский бизнесмен Владимир Вахания. В доме в Зугдиди, где он остановился, якобы обнаружили у него два автомата и гранаты и посадили в зугдидскую тюрьму. В самом же деле, по слухам, требуют с него выкуп в размере одного миллиона долларов.
Есть многие сотни примеров, когда людей лишали недвижимости и целых компаний. Через карманные суды или «добровольную» передачу государству частных объектов. Так, у Бадри Патаркацишвили отобрали телекомпанию «Имеди» и парк Мтацминда, у Гочи Дзасохова – компанию «Картули продукти», у Кибара Халваши – компанию «Арт группа»…
Что уж говорить про нынешний парламент, прозванный в народе «туркменским» и голосующий по принципу: «руки верх, левую опустить, принято единогласно». Сегодня любому виноделу или чаеводу известно, что министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили одновременно является главным редактором ведущих телеканалов «Рустави-2», «Первый канал», именуемый в народе «Саакашвили-1», «Имеди» («Саакашвили-3»).
Лидер лейбористов, юрист по образованию Шалва Нателашвили насчитал Михаилу Саакашвили за совершенные им преступления 450 лет тюрьмы. Придется отвечать и за загадочную смерть Зураба Жвания, убийство банкира Сандро Гвиргвлиани, потерю Абхазии и Южной Осетии. Трудно себе представить, что после этого действующий президент Грузии сложит с себя полномочия главы государства и добровольно пойдет под суд.
Хотя считают, что фактически главой грузинского государства сегодня является Вано Мерабишвили и его советник Зураб Адеишвили, министр юстиции, «смотрящий» в судебной системе страны. А Михаил Саакашвили стал походить на послепутчевского Михаил Горбачева, эдакого циркового питона, которого пичкают пилюлями с целью замедления движений.
Так или иначе, с кровью или без, сегодня или завтра судьба нынешней грузинской власти предрешена. В этом сегодня уверено в Тбилиси подавляющее большинство населения. Но ждет ли эту власть свой грузинский «Нюрнбергский процесс»?
Бесик Пипия, обозреватель, Тбилиси
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора