«Бермудский» треугольник /Часть II/
Одним из основных различий в подходах к обеспечению энергобезопасности между Евросоюзом и Россией продолжают оставаться вопросы диверсификации.
Если первый видит в ней равный, конкурентный выход на европейский рынок природного газа разных производителей, то вторая, как крупнейший экспортер этого сырья в Европу, подразумевает под ней большее количество маршрутов транспортировки «голубого топлива» до потребителей, и разнообразие последних. Обусловлено это тем, что в мировой торговле газом свыше 90% приходится на долю трубопроводного транспорта, тогда как в нефти этот показатель не превышает 30%. Такое положение вещей заставляет производителей газа вести длительные переговоры со странами-транзитерами, в которых каждая сторона пытается выторговать для себя наилучшие условия. Отсюда вполне естественное желание «Газпрома» в выборе новых маршрутов транспортировки по возможности избегать прокладки газопроводов по территории государств, которые он считает проблемными с точки зрения транзита. Самое «почетное место» среди них занимает Украина.
Справедливости ради следует заметить, что «Газпром» не выбирал эту страну в качестве транзитера, а стала она таковой в результате развала СССР. И практически сразу превратилась в головную боль для российского газа, идущего на экспорт в Европу. Даже после присоединения Украины, в отличие от России, к энергетической хартии, противоречия не были преодолены, хотя в данном документе указывается, что направление транзита не имеет отношения к энергобезопасности государства, по территории которого он проходит. Поскольку на транзитный груз не распространяются права собственности компании-транзитера. Более того, страна обязана обеспечить свободу транзита в любом направлении, независимо от места происхождения и конечного пункта назначения транзитного груза. Видимо, неточности перевода Хартии на украинский язык препятствуют выполнению взятых на себя обязательств в полном объеме.
Возможности же «Газпрома» избежать украинского транзита, несмотря на всю браваду его руководителей, в обозримой перспективе весьма ограничены и в Киеве это хорошо понимают. Даже с учетом снижения потребления газа в Европе, «раскидать» такое огромное количество сырья по другим направлениям у «Газпрома» нет возможностей. Газопровод «Северный поток», маршрут которого пройдет по дну Балтийского моря, вступит в строй не ранее 2011-2012 гг., при этом пропускная способность первой очереди составит 27,5 млрд. кубических метров. Что же касается «Южного потока» по дну Черного моря, то его окончательный маршрут на сухопутном участке, проходящем по территории европейских стран, еще не определен. Поэтому обещаемые Евросоюзу 30 млрд. кубических метров газа в этом направлении появятся не ранее 2014-2015 гг., как видно, даже они не в состоянии компенсировать поток газа, проходящий транзитом через Украину. Следует учесть, что по мере выхода экономик стран Евросоюза из кризиса потребность в «голубом топливе» этих государств к вышеуказанным годам будет нарастать. А тут еще обязательства «Газпрома» по закупкам газа у центральноазиатских производителей по европейской формуле цене. Известно, что в 2009 году их объем должен составить 70 млрд. кубических метров газа.
Другое стратегическое направление «Газпрома» - развитие внутреннего рынка потребление газа также пробуксовывает в связи с переживаемым экономикой России спадом. Вместо желанного компанией поднятия внутренних тарифов на 19%, ей предложили довольствоваться 5%. Поэтому единственным выходом для «Газпрома» наряду с естественным падением добычи газа остается планомерное ее снижение. Как следствие, суточная добыча «Газпрома» упала до рекордного за последние 10 лет минимума 1146 млрд. кубических метров газа, что на 30% меньше марта 2008 года. А экспорт в Европу упал с 40 млрд. кубических метров газа за первый квартал 2008 года до 24 млрд. кубических метров за соответствующий период текущего года. Этот факт объясняется не только январским кризисом, в российско-украинских отношениях по поводу транзита газа, но и тем, что в ожидании более дешевых цен на «голубое топливо» европейцы старались по максимуму выбрать накопленное ранее в газохранилищах сырье. В целом же по году эксперты прогнозируют 12% падение добычи газа «Газпромом». Последний же, в свою очередь советует частным производителям, последовать его примеру. Напомним, что в 2008 году «Газпромом» было добыто 548,6 млрд. кубических метров газа, а в 2009-м планировалось 561,7 млрд. кубических метров.
Так что руководству российского газового гиганта, которое вынуждено одновременно решать политические и экономические задачи, особо не позавидуешь. За недопущение европейцев к центральноазиатским производителям газа придется платить. Но краткосрочные потери, обещают окупиться в долгосрочной перспективе, ведь кризис не вечен, а ресурсы – конечны. Тем не менее компания продолжает поиск новых рынков сбыта. В ходе визита главы «Газпрома» Алексея Миллера в Турцию, и его встречи с руководством государства, в достаточно позитивном ключе был рассмотрен проект «Голубой поток-2». Он позволит увеличить пропускную способность существующего газопровода «Голубой поток», соединяющего черноморские побережья России и Турции, с нынешних 16 млрд. кубических метров в год еще на 8 млрд. кубических метров. Это позволит «Газпрому» выйти на рынок Израиля и других ближневосточных стран.
Подписанный «Газпромом» и азербайджанской ГНКАР меморандум о взаимопонимании в купле-продаже газа - это продолжение политики России по замыканию потоков газа из Каспийского региона на себя. Это позволит российской компании не только за счет «короткого плеча» снабжать газом южные регионы страны, но и осуществлять поставки «голубого топлива» в Иран для обменных операций. Причем «Газпром» предлагает Ирану поставлять газ в его северные районы сразу по двум направлениям – из Азербайджана и Туркменистана. Таким образом, противостояние России и Украины, предоставляют возможность Азербайджану реализовывать газ по более выгодным ценам, чем сейчас. А также увеличить поле для маневра в своих переговорах с Турцией по поводу транзита газа и оказания давления на последнюю в вопросах открытия армяно-турецкой границы. Кроме того, гарантии сбыта газа будут способствовать развитию газовой отрасли республики и привлечению инвестиций.
А вот с Украиной «Газпрому» все равно придется искать компромисс.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора