Рашад Рзакулиев: «Даже при самом негативном развитии событий мы не будем смиренными зрителями на этом геополитическом спектакле»
Эксклюзивное интервью 1news.az с политологом Рашадом Рзакулиевым
- На сегодняшний день только, наверное, ленивый не прокомментировал принятие «дорожной карты» в контексте улучшения взаимоотношений между Турцией и Арменией. Можете ли вы сказать что-то новое по этой теме?
- Я почти рад, что далеко не радужные в почти вековой исторической ретроспекции армяно-турецкие взаимоотношения вступают на этап ультрарадикальных «дорожно-картографических» перемен. В этом, наверное, ничего плохого нет.
Несомненно, вызывает некоторую озабоченность тот факт, что Турция, десятилетиями обвинявшая Армению в поддержке международного терроризма и реально, а не гипотетически, пострадавшая от армянского терроризма, сегодня ведет задушевные переговоры с теми же террористами, взявшими власть в Ереване в результате военного путча карабахского клана. Что поделаешь, армянская демократия загнана режимом в политический андеграунд, а ведь переговоры с кем-то вести было нужно.
Резюме: правительство Эрдогана убедительно доказывает, что принципами не торгуются. Вот назначили за них цену и ведь не уступили!
Однозначно вызывает некоторую озабоченность, что формат улучшения взаимоотношений между Турцией и Арменией документально не подтверждает идеи вывода армянских войск со всей оккупированной территории Азербайджана. В «дорожной карте» об этом, вроде, ничего не говорится. Наверное, забыли.
Резюме: все достижения азербайджано-турецкого братства и сотрудничества идут, по вине правительства Эрдогана, по цене дешевого металлолома.
Конечно же, вызывает некий тихий протест и подозрения в том, что нынешние власти Турции как бы даже «приторговывают» доверием и интересами своего векового союзника – то есть нашими интересами, в угоду своим конъюнктурным и сиюминутным интересам во имя, на первый взгляд, благой цели - «обеспечения региональной безопасности».
Резюмируем словами одного из современных философов – «все то дерьмо, которое мы видим вокруг,- результат предыдущих попыток сделать мир лучше». Правительство Эрдогана тут не открывает Америки.
С другой стороны, документ, откровенно говоря, вызывает больше вопросов, чем дает вразумительные ответы на перспективу развития турецко-армянских взаимоотношений. Зато со всей очевидностью рельефно вырисовывается реальная перспектива ухудшения атмосферы доверия во взаимоотношениях между Азербайджаном и Турцией. Очень хотелось бы ошибиться.
- Какие пункты этого документа, на ваш взгляд, вызывают сомнения в искренности союзничества Турции с Азербайджаном?
- Нынешняя власть Турции нарушает главный принцип, базово определяющий братские отношения с нашей страной, – любой формат нормализации отношений со страной-агрессором Арменией лежит исключительно в контексте вывода армянский войск с оккупированных территорий Азербайджана. В документе такой привязки нет.
Впрочем, вопрос отнюдь не в пунктах этого соглашения. Это всего лишь декларация, работа по реализации которой столкнется со множеством проблем и вряд ли будет доведена до конца. Речь идет о том, что впервые за всю новейшую историю Турция дает понять сторонам регионального противостояния, что она готова поступиться своим союзничеством с Азербайджаном, конвертируя это в рамочный контекст собственного интереса. Любой мало-мальски мыслящий человек, имеющий информацию о формате и истории азербайджано-турецких взаимоотношений, это поймет. Как и то, что одним этим жестом Турция серьезно подорвала доверие к себе в Азербайджане. И это еще аукнется. Историческая память у нас достаточно крепка и чего-чего, но даже ретроспективной симптоматики повторения событий 19-20-х годов прошлого столетия мы просто не допустим.
- Насколько весомы в продвижении вопроса турецко-армянской «дорожной карты» внешние силы?
- Вы имеете в виду Соединенные Штаты? Несомненно, это сильный фактор. Но не определяющий в плане оправдания нынешней турецкой внешней политики.
Каждый год случается 24 апреля, но ни разу Турция не прикладывала особых усилий для того, что бы из уст какого-либо американского президента не сорвались слова о так называемом «геноциде армян 1915 года». Внешняя политика Турции всегда ассоциировалась со словом «достоинство» и вызывала чувство искреннего уважения и восхищения у союзников, у друзей.
Сегодня этого, к сожалению, сказать уже нельзя. Видимо, дело в ухудшении качественной составляющей властной части турецкого политического истеблишмента. Думаю, это временное явление, мы еще получим адекватную реакцию здравомыслящей части турецкой общественности на происходящее.
- Как вы оцениваете реакцию официального Баку на сложившуюся ситуацию?
- Позицию официального Баку могу охарактеризовать как крайне ответственную и адекватную. Азербайджан имеет достаточно широкое поле для политического маневра благодаря четкому следованию в фарватере концепта «геополитического плюрализма». А главное – адекватное и авторитетное политическое руководство во главе с президентом Ильхамом Алиевым, держащее руку на пульсе времени. Даже при самом негативном развитии событий мы не будем смиренными зрителями на этом геополитическом спектакле - не пропадем.
А.Р.