Алихан Мусаев: «Об армянах можно было слышать только в те периоды, когда они чего-то достигали благодаря поддержке христианских держав»
Продолжаем цикл эксклюзивных интервью 1news.az с теологом, ученым, переводчиком на азербайджанский язык смыслов Корана, автором более 30 книг Алиханом Мусаевым
- Что вы думаете по поводу армяно-азербайджанского межнационального конфликта, каким видите его разрешение?
- Если проследить по истории, то мы увидим, что азербайджанские государства всегда были сильными, что армяне особо не выделялись в деле построения и поддержания своей государственности. Об армянах можно было слышать только в те периоды, когда они чего-то достигали благодаря поддержке, оказываемой христианскими державами, интересы которых обслуживали армянские правители. История региона состоит из славных страниц, написанных целой плеядой тюркоязычных держав, и сейчас мы переживаем новый цикл развития и усиления. Союз тюркских стран, который, несомненно, вновь возродится, позволит решить не только проблемы, связанные с армянской агрессией, но и с теми, кто стоит за спиной Армении, оказывая ей поддержку в деле оккупации наших земель.
Армения сама по себе не представляет для нас проблемы, и если бы наша борьба была только с армянской агрессией, то особых проблем в разрешении этого вопроса у нас и не было бы. Я смотрю на наше будущее позитивно, и меня расстраивает только один факт. За все 15 веков существования исламских государств в войнах между ними самими погибло в общей сложности около 10 млн. человек, тогда как только за 5 лет в период Второй мировой войны между христианскими державами погибло свыше ста млн. человек. И меня расстраивает один факт, что несмотря на такие кровопролитнейшие войны между христианскими странами, они нашли в себе силы создать союз и объединиться ради общих целей, тогда как мусульманские страны, не имевшие между собой таких кровопролитий, тем не менее, не могут найти способ объединиться. Ведь если бы был действенный союз мусульманских стран и Азербайджан входил бы в него, то никто не смог бы и слова сказать нам, и не было тех несправедливостей и проблем, которые сегодня переживает наша страна. Сейчас мы становимся свидетелями позитивных подвижек в деле объединения стран с мусульманским населением для обеспечения собственной безопасности и развития, и я надеюсь, мы станем свидетелями подобного союза.
- В обществе возникает много вопросов, связанных с применением исламских обязанностей в светском обществе. В частности как вы относитесь к тому, что иногда мусульманские девушки вынуждены снять хиджаб ради того, чтобы не потерять работу, и вообще есть выход из подобных ситуаций?
- Аллах предписывает нам бояться Его настолько, насколько мы способны, то есть если я не могу делать намаз стоя, то можно его делать сидя и даже лежа. И этот пример относится ко всем видам поклонения, в том числе и того, что касается ношения хиджаба для женщин, или бороды для мужчин, что значит – каждый должен выполнять религиозные предписания по мере своих возможностей. Пророк Мухаммед (Салляллаху алейхи ва Салам) говорил: «Выполняйте то, что я вам приказываю по мере своих возможностей, и избегайте того, что вам запрещаю». То есть, в вопросе запретов (харам) не говорится, делать столько, сколько сможешь, а значит, запреты должны выполняться полностью и никто не может сказать: «я, выпив 50-100 граммов спиртного, могу контролировать себя, поэтому мне позволительно столько пить». Харам есть всегда харам. Или нельзя оставаться верным супругом, изредка изменяя жене и так далее. А что касается предписаний в Исламе, которые следует выполнять: намаз, орудж, закят и других, то они выполняются по мере возможностей. Когда один из сподвижников пророка, Муаз ибн Джаббаль уезжал в Йемен, куда он был назначен правителем, пророк Мухаммед говорил ему: «Объясняя тамошним жителям, законы Ислама и призывая их к поклонению, первым делом донеси им формулу единобожия – «нет никого достойного поклонению кроме Аллаха» (ля илаха иль Аллах), что нет у Аллаха сотоварищей, он Един и Мухаммед является Его пророком. Если они примут это, то тогда им скажешь следующее условие, заключающее в поклонении (намаз, орудж, закят и тд.)». То есть, сперва люди должны понять первое условие Ислама, и на это может уйти год-два, десять лет и больше того, но пока не будет разъяснена и воспринята формула единобожия, нельзя требовать больше этого.
- Получается, что те, кто осуждают не делающих намаз и другие поклонения, не имеют на это право?
Конечно, не имеют. Ведь человек сперва должен понять и полюбить то, что делает, и это касается всей его деятельности, в том числе и поклонения. К примеру, любой работник, служащий выполняет свою работу, потому что осознает, какую конкретную пользу или выгоду он взамен получает за это. Если бы вы не знали, что получите, разве делали бы что-то? То есть, у вас есть конкретная осознанная заинтересованность в выполнении своей работы. Поэтому нереально делать намаз и другие поклонения, не получая или не понимая пользу от Аллаха за эти свои деяния. Нет смысла в действии, которого не понимаешь и не осознаешь пользу его для себя. Сперва надо развить любовь к Всевышнему, к Его пророку, осознать необходимость поклонения, а после этого, уже на совести человека останется то, что, познав Аллаха он не поклонялся Ему и не придерживался Его заповедей. В Коране, в суре «аль Багара» (2,253) ясно говорится: «Нет принуждения в религии».
Молодежь всегда бывает кипучей и неуравновешенной, поэтому часто молодые люди считают, что все окружающие должны придерживаться их взглядов и делать то же, что и они. При этом молодой человек не осознает, что те, кому он пытается что-то внушить, к примеру, его родители, прошли большую школу жизни, имеют свой практический опыт, поэтому в один момент человек, умудренный опытом, не может поменять свои взгляды. Поэтому старшему поколению не следует говорить Кораном и хадисами, а надо показать уровень своей нравственности. Именно по нравственным критериям старшее поколение оценивает человека и его слова. К примеру, иногда на общественных и траурных мероприятиях мы не говорим о Коране и Сунне, а делали упор на нравственные аспекты, и у большинства присутствовавших рождалось уважение, доверие и любовь к нам, на основе которых затем эти люди сами задают вопросы и интересуются вероучением. У них возникает желание вновь общаться и обсуждать с нами эти темы, потому что никто им ничего не навязывал изначально.
- Что тогда вы посоветуете радикально настроенным представителям нашей верующей молодежи?
- Пророк Ислама (Салляллаху алейхи ва Салам) проповедовал Ислам 23 года, из которых первые 13 лет он говорил и призывал людей одной только формулой единобожия. И только на десятом году проповеди, ему пришел от Аллаха приказ о важности намаза для мусульман. 13 лет пророк Ислама поклонялся и делал намаз в Мекке, в Каабе наполненной сотнями языческих идолов! Несмотря на это, пророк все 13 лет проживания в Мекке и 8 лет проживания в Медине не трогал этих идолов, не приказывал их разрушать. Только после того как мусульмане овладели Меккой, за два года до своей смерти, пророк приказал очистить Каабу и другие места поклонения от языческих идолов. Почему так поздно? Разве пророк, обладавший полнотой власти в мусульманской общине, не мог приказать ранее свои сподвижникам ночью скрытно пойти и уничтожить всех идолов в местах поклонения? И никто бы не узнал, кто это сделал. Но пророк не хотел наводить смуту среди народа и восстановить против мусульман тех, кто не понимал законов Ислама и жил по своим прежним законам. Только после того, как общество само полностью осознало величие единобожия и возненавидело идолопоклонничество, пророк приказал снести идолов.
- То есть нельзя совершать поступки, которые не будут приняты обществом?
- Конечно. Приведу другой пример. Святыня всех мусульман – Кааба, в первоначальном своем виде, когда была построена пророком Ибрагимом, выглядела по иному, чем сегодня. Когда пророки Ибрагим и его сын Исмаил строили Каабу, фундамент и стены святыни имели еще одну комнату, в которой оставался пророк Исмаил. Затем, много веков спустя, Кааба подвергалась язычниками реконструкции, в результате чего приобрела чисто кубическую форму, а от комнаты Исмаила остался только полукруглый след от фундамента, который можно видеть и сегодня. По этому поводу, не задолго до своей смерти пророк Мухаммед сказал: «Если бы мусульманская община не была такой молодой, я бы приказал разрушить Каабу и построить ее такой, какой она была при пророках Ибрагиме и Исмаиле». То есть, несмотря на то, что 23 года уже существовала мусульманская община, пророк Ислама считал ее еще молодой и не хотел вызвать непонимания и недовольства тем, что реконструирует, привычный для них вид Каабы.
Отметим, что с тех пор прошло почти 15 веков, но никто таки не решился вернуть Каабе ее прежний вид. Тем самым я хочу обратиться к нашим молодым верующим – разве вы умнее пророка Ислама и его сподвижников, которые не захотели разрушать старые доисламские религиозные постройки. Вот когда кто-то пытается применить методы, не одобряемые пророком Мухаммедом, тогда в обществе негативно воспринимают весь исламский призыв в целом. И виной всему этому являются именно те из мусульман, которые пытаются по-своему призывать к Исламу.
продолжение следует…
Ризван Гусейнов