Александра Буратаева: «Всю жизнь мечтала поехать в Баку»
Эксклюзивное интервью 1news.az с экс-ведущей ОРТ, советником президента ОАО «РЖД» Александрой Буратаевой
- Александра, расскажите, как простая калмыцкая девушка попала на 1-й канал?
- Как правило, принято считать, что нет такого на свете. Трудно попасть на телевидение, туда кого попало не берут. В этой связи я часто вспоминаю интервью Константина Райкина, когда в ответ на обвинение о том, что именно папа способствовал его карьере и вывел его на сцену, он ответил: «Может, папа меня и вывел на сцену, но на этой сцене надо что-то делать и как-то работать. После первого представления становится все понятно»…
Однажды я прочитала в объявлении, что ведется набор в аспирантуру, в Москву. А тогда, в советские времена, было все по-другому, оплачивали и дорогу, и проживание было, так что – учись, не хочу. Я решилась и поехала на учебу. Тогда во время учебы у меня был пропуск в Останкино, это был просто какой-то золотой пропуск, потому что можно было ходить и смотреть - как снимают передачи. Тогда еще был жив Влад Листьев, он мне разрешал ходить на все съемки, рассказывал, что и как. Там же в Останкино увидела однажды объявление на конкурс телеведущих на 1-й канал (смеется). Я после этих случаев из своей жизни всем говорю - читайте объявления. Вот так цепочка случайностей может привести к желаемой цели. Подала документы на первый канал, но когда пришла и увидела, какой там конкурс, решила не идти на прослушивание, подумала, нет смысла. Однако впоследствии меня так угнетала эта моя минутная слабость, что я решила попытать счастья. Пришла к главному редактору, представилась, благо, я уже все-таки имела опыт за плечами и работала у себя в Калмыкии главным редактором. Подумала – может, буду делать для них региональные новости. Когда разговорились, все-таки не сдержалась и рассказала, что сдала документы на конкурс, но не пришла. Представляете, каково было мое изумление, когда узнала, что меня искали? Когда он вынул мою анкету из шкафчика стола, я глазам не поверила. Вызвали режиссера, решили посмотреть меня в студии, и все закрутилось. Я была тогда первая нерусская, скажем, с неславянской внешностью, на центральном телевидении. Дома никто не поверил, на работе тоже, да я и сама была поражена.
- Ходили слухи, что супруг помогал вам в карьере?
- Нет, никогда, он бизнесмен, совсем не из нашей среды и был категорически против, когда я решила переехать в Москву. Было дело, наши разногласия доходили до развода.
- Судя по тому, что вы здесь, вы настояли?
- А началось все с того, что я работала на региональном телевидении журналистом, потом старшим редактором. Научилась сама снимать, редактировать и монтировать, потому как на региональном уровне все не так, как на центральных каналах. Там ты и жнец, и швец, и на дуде игрец, так что всему пришлось научиться самой. Время тогда было переломное – 90-е годы, хотелось что-то поменять. Я за свое новаторство часто оказывалась непонятой, было много конфликтов, ругали на каждой планерке. Но однажды и мой час пробил, и мне доверили молодежные программы. Это был первый серьезный опыт и шанс проявить себя. На счастье, программы оказались рейтинговые, хотя ругать меньше не стали. Вскоре, на каком-то этапе, меня перестало это все устраивать, и я решила попробовать себя на более высоком уровне. Узнала о том, что в Москве, на Шаболовке, учат телевизионному делу, мне повезло, я попала как раз в тот последний год, когда преподавали мэтры, такие как Игорь Кириллов, Вера Шибеко, Алла Шатилова. Сейчас, оглядываясь, я понимаю, какую колоссальную «ломку» пришлось нам всем пройти. На уровне регионов мы были уже состоявшимися профессионалами, а, приехав в Москву, стало ясно, что многому еще надо учиться, в первую очередь забыть все, что ты сделала, и начать все с чистого листа.
- А есть ли сейчас первые лица на каналах, кто с вами прошли эту школу?
- Да, конечно, у нас были одни преподаватели с Тиной Канделаки, Катей Андреевой и многими ведущими центральных каналов. Так что по результатам можно судить об уровне образования, который мы получили у Кириллова. Год пролетел быстро, пришлось возвращаться домой, дочь была маленькая, и муж был там. В Москве на тот момент у меня совершенно не было приемлемых условий для нормальной жизни. Сейчас, по прошествии многих лет, оглядываясь, думаю - с одной стороны хорошо, что пришлось вернуться, приобрела много навыков и многому еще подучилась.
- Вы создаете впечатление безумно энергичной женщины. От вас просто веет успехом, всегда ли так было?
- Когда мне задают такие вопросы, я обычно отвечаю строками из песни: «Так же как все, так же как все, я по земле хожу, хожу, и у судьбы, как все, как все, счастья себе прошу». Если у человека есть большая цель, все остальное по сравнению с ней становится неважным. Конечно, я как и все нормальные люди, скучала, плакала, мне не хватало семьи и ребенка. Муж не хотел сюда ехать, дочь была с моей мамой и она не хотела отпускать внучку в Москву. Но, к счастью, все сложилось удачно, муж и ребенок переехали ко мне, когда я уже работала, получила квартиру.
- Сейчас становится все более популярным новый формат восточных женщин: Анита Цой, Ирина Хакамада, Тина Канделаки и таких примеров не единицы. Все-таки вы больше европейка или восточная женщина?
- Я больше европейский человек по жизненным стандартам, а по жизненной философии все-таки восточная женщина.
- Я знаю, вы исповедуете тибетский буддизм…
- Да и, безусловно, это накладывает свой отпечаток. Могу сказать, чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что философия буддизма не сводится к тому, чтобы свести ладошки и медитировать. Фраза Толстого «непротиводействие злу» - на мой взгляд, очень мудрый тезис и если бы все по нему жили, было бы меньше трагедий. Раньше по молодости я воевала, считала – «все ради победы!». Я овен по гороскопу и всегда думала, что все должно быть сделано по максимуму. Сегодня научилась делать шаг в сторону и считаю, если кому-то нужно больше, чем мне, то могу и обойтись. Однажды я прочитала историю, когда Насреддин, истязая себя аскетизмом, медитировал, и считал, что так постигнет истину, он увидел, как по реке плывет лодка и в ней сидит учитель и объясняет ученику: «Натянешь струну - она порвется, а не натянешь, музыка будет плохая». И мне вдруг стало все так очевидно, после этого во всем и всегда я стараюсь искать золотую середину. Этот рассказ произвел на меня впечатление.
- Вы сейчас мне рассказываете и употребляете фразу «по молодости», я хочу вам сказать, что если б я не знала, что у вас взрослая дочь и вы посвятили уже 8 лет телевидению и еще 8 службе народу в Государственной Думе, я бы вам даже близко не дала ваш возраст. Выглядите вы великолепно, думаю, женская часть аудитории задается вопросом, как удается активным женщинам так прекрасно выглядеть?
- У меня есть интересная история из жизни. В Сочи, я поднимаюсь в лифте, стоят три подвыпивших джентльмена. Один из них говорит мне: «Вы будете сегодня на дискотеке? Мне так нравятся ваши корейские песни, особенно как вы поете». Второй поворачивается и отвечает: «Как тебе не стыдно, это же депутат Государственный Думы!», а третий восклицает, глядя на меня: «Ах, вот вы какая, Ирина Хакамада?» (смеется), вот такой собирательный образ. А в общем-то, конечно, в нашей профессии надо всегда быть в форме и, думаю, это часть успеха.
- Жалеете о чем-нибудь в своей жизни?
- Надо было остаться на телевидении…хотя то, что я ушла, тоже хорошо, я бы, наверное, никогда в жизни не приобрела такого опыта. Проехала всю Россию за 8 лет вдоль и поперек, изъездила континенты, пока работала в Парламентской Ассамблее в Совете Европы. Конечно, я бы никогда в жизни не узнала всего этого, сидя в студии.
- Может, надо на новый уровень на ТВ?
- Когда я смотрю американское ТВ, то понимаю, что там ведущие - опытные, поседевшие, с именем и что важно - им верят. В таком качестве, возможно, я бы вернулась, то есть туда, где я сама принимала бы решения. Меня приглашают пока только как ведущую, но поживем - увидим. Сейчас мне безумно интересно то, чем я занимаюсь, я сейчас узнаю, как работает бизнес. Надо сказать, я вообще люблю сферы деятельности, где кипит жизнь. Когда было интересно на ТВ, я была там, затем была политика, а сейчас железная дорога - это то, что является номером один в России. Мне хочется быть там, где куются исторические события.
- Я прочла в интервью, что вы занимались антифашистскими проектами, да если б и не прочла, была уверена, что вы этим заинтересованы, потому что нет, наверное, ни одной социально активной женщины нетитульной нации в России, которая бы не делала хоть что-нибудь в этом направлении. Сами вы когда-нибудь испытывали дискриминацию по национальному признаку?
- Меня сложно дискриминировать, лично меня это не коснулось, но ко мне много раз обращались разные люди. Например, был случай, когда дети приехали на конкурс и их избили. Я не езжу в метро и не хожу по улицам, но я не уверена, что если я пойду, то меня не тронут те же скинхеды или еще какие-нибудь фашисты. Я всегда говорю начальникам: «Спуститесь на землю, если с вами этого не случилось, то не значит, что этого нет».
- Вы, наверное, уже отвоевали себе право говорить то, что думаете?
- Да, именно поэтому мой путь тернист. По моему, себе изменять - это последнее дело. Люди меняются, сейчас уже нет тех, кто тогда принимал решения, а я есть, я всегда делаю то, что я хочу и считаю нужным делать. Это сложно, и, наверное, вообще надо быть более гибким человеком, меня за это ругают близкие.
- Последний вопрос, который я хочу вам задать, это, конечно, о Баку. Как вам город?
- Я была в Баку с визитом Дмитрия Медведева осенью. Побывала в президентской резиденции. Впечатления очень приятные. Поскольку мой визит был по линии РЖД, пообщалась и с железнодорожниками. Хочу сказать, город растет бешеными темпами. Только в Китае видела такую стройку. Честно говоря, всю жизнь мечтала поехать в Баку, потому что у меня был дядя родом из Баку, женатый на моей тете. Русский был человек, но всю жизнь говорил с бакинским акцентом и пил чай из ваших традиционных чашечек. Я была маленькая, спрашивала: «Почему ты чай пьешь из рюмок?». А он отвечал: «Вырастешь, поедешь в Баку, поймешь». Конечно, я в восхищении от Первой Леди Азербайджана, редкое сочетание элегантности и ума.
Беседовала Саадат Кадырова, ИТАР-ТАСС, специально для 1news.az