Депрессия: пациент скорее жив, чем мертв
Состояние игроков ведущих бирж мира за последние несколько месяцев иначе как близким к «паническому» не охарактеризуешь.
Во многом таким настроениям способствуют средства массовой информации, сравнивая нынешний финансово-экономический кризис с Великой депрессией.
Нынешний кризис, начавшийся в 2007 г. в США и Великобритании в сфере ипотечного кредитования, затем довольно-таки быстро перешел из финансовой сферы на экономику, совокупные убытки банков и финансовых групп составили за два года $ 7,4 трлн., общее сокращение стоимости активов и ценных бумаг приблизилось к $ 50 трлн., снизился ВВП большинства развитых стран мира.
Несмотря на все эти показатели кризис 1929-1933 гг., называемый «Великой депрессией», был куда жестче нынешнего. Сегодня с ужасом говорят о двукратном падении американских индексов с октября 2007 года по март 2009 года. Но во времена Великой депрессии аналогичное падение в 192,2% было преодолено всего за 2,5 месяца. Да и ситуация в реальном секторе экономики в феврале 2009 года выглядела не столь однозначной. Промышленное производство по отношению к февралю 2008 года сократилось в Великобритании на 11,4%, США – 11,8%, зоне евро – 17,3%, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване - на 20,2%-27,1%, Японии - 38,4%. В других индустриальных странах падение промышленного производства не превышает 23%. Тогда как во времена «Великой депрессии» этот показатель колебался в диапазоне 24-50%.
Объемы розничных продаж упали в США, ЕС и Японии всего на 5,2-6,3%, тогда как доходы населения США увеличились на 3,6% за год, еврозоны - на 3,9% и лишь в Японии они сократились. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов наметившуюся в феврале-марте текущего года экономическую активность, которой не было в 1929-1931 гг.
Мало того, удивляет, что нынешний кризис начался в США из-за нездоровой кредитной экспансии. Старт был дан, когда начался рост невыплат по ипотечному кредитованию, который привел к дефолту по иным секъюритеризированным банковским продуктам. Объем американской ипотеки на 1 июля 2008 года составлял $14,9 трлн., по официальным данным на этот период был выставлен на продажу каждый 466 дом, под который брался кредит, что составляет 0,21% от выданных сумм. Еще 1,76% заемщиков не вовремя вносили плату, поэтому на продажу было выставлено еще 550 000 домов, не имеющих покупателей.
По своей сути нынешние потери можно сравнить разве что с аналогичными, которые понесли инвесторы, вложившие средства в бумаги высокотехнологичных компаний в конце 90-х годов прошлого века. Потерявшими инвестиции большей частью оказались спекулянты. Нынешний кризис наглядно демонстрирует, как деривативы, не отражающие реального богатства, могли по своей стоимости вырасти с июня 2006 года по июль 2008 года на $313,7 трлн. Сдутие «пузырей» с этого рынка приведет лишь к крупным потерям спекулянтов, игравших на нем, но не к краху мировой экономики. Кстати, если посмотреть, кто были этими игроками, то увидим, что 43% деривативов владели британские, а 24% - американские финансовые группы. Но за эти банки можно не волноваться, т.к. им оказана помощь на $ 2,1 трлн. Как и следовало ожидать, кризис больнее всего ударил по США, потому что показатели объемов выданных кредитов являются субъектом хозяйственной деятельности.
Острая фаза кризиса показала, что доллар США, несмотря ни на что, еще долго останется мировой валютой. При повышенных рисках спрос на доллар только увеличивается. В нынешней ситуации девальвация доллара мало что даст, потому что итак многие страны сами готовы ослабить свою валюту, чтобы поддержать конкурентоспособность.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора