Новруз Мамедов: «Ожидаемый визит Шимона Переса в Азербайджан не противоречит интересам соседних государств»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджана Новрузом Мамедовым
- Недавно в Санкт-Петербурге прошла очередная встреча президентов Азербайджана и Армении. Как и на прежней встрече в Праге, не оправдались высказывавшиеся перед встречей прогнозы о возможности достижения соглашения хотя бы по базовым принципам урегулирования Карабахского конфликта. Многие связывают неудачу с позицией России. Какова ваша точка зрения на эту встречу и происходившее вокруг нее?
- Не могу не согласиться с вами – и в Праге, и в Санкт-Петербурге не сложились условия для достижения прогресса в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. В принципе очевидны главные причины такого положения – это неконструктивная, нереалистичная, по-прежнему основанная на аннексионистских притязаниях позиция Армении. Фактически сегодня лидеры этого государства приносят судьбу армянского народа и государства в жертву собственным интересам, препятствуют урегулированию конфликта ради сохранения власти. Условия же для этого создают великие державы – США, Россия, Франция и другие, которые не предпринимают никаких шагов для претворения в жизнь норм международного права – того самого, которое было их же усилиями сформировано после второй мировой войны. Вот почему армянская сторона, не чувствуя какого-либо давления, ведет себя столь уверенно, отказываясь возвращать оккупированные территории.
Хочу также заметить, что приводимые в этом плане государствами-посредниками предлоги являются необоснованными. К большому сожалению, высказывания сопредседателей и некоторых зарубежных кругов, в том числе и после недавней встречи, характеристика им Армении как конструктивного партнера наводит на определенные выводы. Какова же может быть цель представления Армении международному сообществу как конструктивной стороны? Речь идет о государстве, которое вот уже почти 20 лет оккупирует часть территории соседней страны и камня на камне здесь не оставило.
- По-вашему, может ли эта безрезультатность переговоров по урегулированию конфликта вновь вынести на повестку дня военный вариант решения?
- Необходимо учитывать, что великие державы, государства-сопредседатели МГ ОБСЕ не вырабатывают конкретной позиции в разрешении армяно-азербайджанского конфликта, не проявляют склонности назвать своим именами агрессора и жертву агрессии. Единственное, что мы слышим, - вы должны разрешить проблему мирным путем, путем переговоров. Но насколько такой путь эффективен, если армянская сторона и слышать не желает о возвращении захваченных ею территорий? И имеет ли вообще смысл говорить об урегулировании, если посредники, вместо того чтобы выразить конкретную и однозначную позицию, только и рассуждают о том, что они взяли на себя посредническую миссию? В сущности, они неверно трактуют само понятие посредничества.
Посредничество – это конкретные шаги к решению проблемы, основанные на занятии справедливой позиции. В противном случае посредничество теряет всякий смысл, и тогда возникает вопрос решения проблемы в иной плоскости. Как не раз подчеркивал президент Азербайджана, если переговоры не приведут к соответствующему результату, Азербайджан может воспользоваться нормами международного права и своим естественным правом освободить захваченные территории. Но пока что возможности мирного и справедливого урегулирования не исчерпаны, и мы опять-таки предпочитаем именно этот путь.
- Есть ли необходимость в продолжении переговоров?
- Считаю, что да. По крайней мере, пусть выявится несостоятельность всех аргументов, которые использовались сопредседателями в различные периоды. Полагаю, что после этого можно встречаться и один раз, и пять раз, - что-то сопредседатели нам скажут на этот раз? Если они пытаются представить армянскую сторону и переговоры в целом в конструктивном обличье, то это значит, что рано или поздно должен быть достигнут какой-то результат. С другой стороны, рассуждения о конструктивизме и продвижении без какого-либо реального продвижения вперед не могут продолжаться бесконечно. Азербайджанская сторона наглядно демонстрирует мировому сообществу стремление к мирному и справедливому урегулированию, но что нам делать, если все усилия не дают результатов? Остается только прибегнуть к общепринятым нормам международного права.
- Еще с конца прошлого года сопредседатели и прочие заявляют, что 2009 год будет поворотным в разрешении Карабахского конфликта. Но некоторое время назад сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Бернар Фасье сравнил Карабахский конфликт с Ближневосточным. Следует ли понять так, что Карабахский конфликт окажется столь же «долговечным»?
- Действительно, мы уже длительное время слышим от сопредседателей успокаивающие высказывания типа «все хорошо», «конфликт вот-вот будет разрешен», «выработаны базовые принципы» и тому подобное. Но воз и ныне там, а наше терпение небеспредельно. Безусловно, мы не допустим, чтобы этот конфликт затянулся на десятилетия, подобно Ближневосточному. Сопредседатели должны понять это. Конфликт рано или поздно должен быть и будет разрешен.
- В конце месяца ожидается первый официальный визит в Азербайджан президента Израиля. Однако определенные круги уже сейчас нагнетают вокруг этого визита нездоровый ажиотаж. В первую очередь, это официальный Тегеран, который устами начальника генерального штаба Гасана Фирузабади делает заявления неприкрыто ультимативного тона в адрес Азербайджана.
- Что касается названного вами лица, то конкретно оно не имеет права делать какие-то официальные заявления от имени своего правительства. Официальную позицию могут излагать президент, министр иностранных дел и другие официальные лица. Поэтому я не хотел бы комментировать высказывания руководителей силовых структур. В то же время хочу напомнить, что Азербайджан – суверенное государство, проводит самостоятельную внешнюю политику, и данный вопрос не может быть предметом обсуждения. С другой стороны, предпринимаемые Азербайджаном шаги не противоречат интересам его соседей, не имеют в этом плане негативных последствий. Азербайджан постоянно и несмотря ни на что поддерживает с соседями дружественные отношения и всемерно их развивает. Упомянутый визит также не нанесет вреда интересам никого из наших соседей. Порой происходят события, для нас нежелательные, но мы никому претензий в связи с этим не предъявляем. Просто проводим собственный внешнеполитический курс, и так будет впредь.
- Ожидается ли после этого визита долгожданное открытие посольства Азербайджана в Израиле? Приходится слышать, что этот шаг задерживается как раз из-за негативной позиции Ирана.
- Я категорически не согласен с такими высказываниями. И я не хочу комментировать различные заявления, которые кто-то делает на газетных страницах. Азербайджан строит свою внешнюю политику на основе отнюдь не чьих-то заявлений или выступлений.
Кямиль Хамзаоглу