Питер Семнеби: «Открытие всех границ и путей транспортировки на Южном Кавказе могло бы содействовать введению новых динамик в регион»
Эксклюзивное интервью 1news.az со спецпредставителем Европейского Союза на Южном Кавказе Питером Семнеби
- Евросоюз запустил новую программу «Восточное партнерство» с шестью постсоветскими старанами. Каких изменений можно ожидать гражданам Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины от этого партнерства?
- «Восточное патнерство» обеспечит более прочное двусторонее партнерство с каждой страной и создаст условия для регионального партнерства между партнерами ЕС на Востоке. Это расширит возможности ЕС учитывать специфические беспокойства, переходную повестку и желания восточных партнеров.
Европейский Союз и шесть стран Восточного соседства согласились, что «Восточное партнерство» будет состоять из обязательств на основе принципов международного права и фундаментальных ценностей, включая демократию, верховенство закона и уважение прав человека и фундаментальных свобод, а также свободный рынок, устойчивое развитие и хорошее управление.
Вследствие «Восточного парнерства» ЕС также обязался расширить сотрудничество с восточными соседями в нескольких направлениях. Основная цель «Восточного партнерства» - создать необходимые условия для ускорения политической ассоциации и будущей экономической интеграции между ЕС и заинтересованнми странами-партнерами. «Восточное партнерство» - это специфическое Восточное измерение Политики Еврососедства.
«Восточное партнерство» будет поддерживать политичесие и социально-экономические реформы в странах-партнерах и стремиться к их сближению с ЕС. Четыре тематических платформы будут стимулировать региональное сотрудничество между шестью партнерами и ЕС. А именно – демократия, хорошее управление и стабильность, экономическая интеграция и сближение с секторальной политикой ЕС, энергетическая безопасность и контакты между людьми.
- В итоговой Декларации по «Восточному партнерству» была изменена часть о визовом режиме. Облегчение визового режима между ЕС и странами-партнерами было указано как долгосрочный план. Означает ли это, что ЕС все еще сомневается в отношении своих новых Восточных партнеров?
- Укрепление отношений – постепенный процесс, в ходе которого достижение многих целей зависит от выполнения других условий. Долгосрочные цели очень важны, потому что они будут служить фокусированю внимания и усилий обоих – ЕС и стран-партнеров на вопросы, которые в противном случае могут быть труднодостижимыми или спорными.
- Ранее Турция объявила свое намерение открыть границы с Арменией, которые были закрыты в поддержку Азербайджана. Как может измениться ситуация вокруг Нагорно-Карабахского конфликта?
- Нормализация отношений между Турцией и Арменией и переговоры по Нагорному Карабаху – отдельные процессы, но они также влияют друг на друга. Нам следует попытаться использовать выгоду от возможности обоюдного позитивного влияния между двумя процессами.
ЕС как партнер и сосед этих стран вовлечен в эти процессы и уверен, что открытие всех границ и путей транспортировки на Южном Кавказе могло бы содействовать введению новых динамик в регион, укреплению безопасности и позволило бы региону развивиать полный экономический потенциал.
ЕС поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ сблизить позиции Азербайджана и Армении для достижения соглашения на основании Мадридских принципов. ЕС также поддерживает работу швейцарского правительства и намерение помочь продвижению вперед процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией.
Как специальный представитель ЕС на Южном Кавказе я регулярно обсуждаю с правительствами Турции, Армении и Азербайджана необходимость урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией.
Я разделяю надежду посредников, что встреча между президентами Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге будет новой возможностью для сближения позиций сторон.
- Какие у вас предположения по поводу будущей судьбы проекта Набукко, после того как Азербаджан, Грузия, Турция и Египет подписали совместную декларацию о сотрудничестве?
- Декларация по «Южному коридору», которая была подписана 8 мая в Праге между ЕС, Азербайджаном, Грузией и Турцией на самом высшем уровне, а также Египтом, создаст возможности для продвижения вперед энергетического сотрудничества между ЕС и Восточными и Юго-Восточными соседями. Набукко является важным элементом «Южного коридора». Азербайджан играет фундаментальную роль в энергетических связях ввиду попыток диверсифицировать энергетические ресурсы и пути транспортировки. Азербайджан также важен как источник и страна - транзит энергетических ресурсов.
- Представители Казахстана, Туркменистана (самый крупный владелец газовых ресурсов в мире) и Узбекистана не стали подписывать Декларацию по «Южному коридору». Может ли это создать проблемы для долгострочного использования проекта Набукко?
- ЕС посредством моего коллеги в Центральной Азии продолжает тесный диалог во всех сферах, включая энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии, которые вы упомянули. Страны Центральной Азии приняли участие в саммите по «Южному коридору» и после важной Декларации по «Южному коридору» последует следующий шаг, который внесет ясность по многим аспектам транспортировки и другим вопросам между Каспийским бассейном и рынком ЕС.
- Позиция Турции по цене для Набукко все еще не подтверждена официально. Турция старается нажать на ЕС в вопросе Кипра. Означает ли это, что ЕС все еще стоит перед риском продолжающейся энергетической зависимости от России?
- Обсуждения с Турцией по транзиту энергетических ресурсов Каспийского моря по ее территории продолжаются. Проверка всех технических деталей и экономических условий для такого амбициозного проекта требует времени и терпения. Декларация по «Южному коридору» содержит обязательство отразить в скором времени многие неразрешенные вопросы в Межправительственном соглашении.
А.И.