«Новая афганская стратегия» Обамы и «мужики в штанах»
Ровно месяц назад министр обороны США Роберт Гейтс отправил в отставку командующего вооруженными силами США в Афганистане генерала Дэвида Маккирнана.
Этот трехзвездочный генерал бронетанковых войск был заменен генерал-лейтенантом Стэнли Маккристалом, бывшим руководителем Объединенного командования сил специального назначения.
В кругу экспертов этот шаг был воспринят однозначно: замена разумная. Генерал Маккирнан, мастер классической стратегии, привыкший мыслить широкомасштабными операциями, оказался бессилен против незатейливой тактики афганских партизан. Вместо стратега и вправду нужен спецназовец.
Случай не нов. Бесперспективность «классической стратегии» против примитивной тактики в свое время ощутил и СССР. Причем там же, в Афганистане. Вот какой разговор имел место в середине 1979 года: «Не могу понять! Мужики в штанах бьют боевые части регулярной армии, где советниками работают представители самой передовой в мире военной концепции?», был шокирован один высокопоставленный военачальник.
Традиционные широченные штаны плюс длинная рубашка, в которых воевали (да и сейчас воют) афганские моджахеды, талибы или как их еще следует называть – зрелище, действительно, незабываемое. Тут надо добавить, что до середины 1979-го ситуация в целом была еще благосклонна к «передовой концепции».
Болезненные поражения правительственных афганских частей к тому времени можно было пересчитать по пальцам – Герат, Хост, Ургун, Зормат и неудачный рейд механизированной группы под Гардезом. Вот, пожалуй, и всё. Самое неприятное ожидало афганские власти – и СССР - в последующие месяцы и годы.
Оградит ли США от поражения «новая стратегия» Обамы? Не исключено, что да. В своем каирском обращении к исламскому миру Барак Обама не обошел вниманием Афганистан. Его планы и оценки в отношении Афганистана и Пакистана выглядят достаточно реалистичными и конкретными, и не связаны с одной лишь военной силой. США, заверил он, планируют в течение пяти ближайших лет вкладывать ежегодно по 1,5 миллиарда долларов в строительство в Пакистане школ, больниц, дорог и прочего, предоставить 170 миллионов долларов пакистанскому правительству на помощь перемещённым лицам, и более 2,8 миллиарда долларов выделить Афганистану на развитие экономики и решение социальных проблем. Хорошо уже то, что Обама не стал разделять взаимосвязанные между собой проблемы двух соседних стран.
Судя по всему, в контексте новой стратегии Обамы в его администрации вообще более реалистично стали смотреть на афганскую проблему. Так, начальник штаба сухопутных войск ВС США Кейси заявил, что американским войскам придется пробыть в Афганистане «еще лет десять». Конечно, при желании в этой фразе можно легко обнаружить тайный замысел Пентагона использовать Афганистан как свою базу в Центральной Азии. Но если рассматривать афганскую проблему как чисто военную, то эти десять лет следует воспринимать как минимум. Хорошо бы в них еще уложиться.
Есть еще социальный аспект этой самой проблемы. Парадокс нынешней ситуации в Афганистане в том, что для сегодняшней власти нет альтернативы ни в лице талибов, ни в лице вчерашних моджахедов, тем не менее, ситуация в последнее время вдруг решила «ухудшаться». В чем дело? Вряд ли причиной тому, по наиболее стандартному мнению, слабая реализация социальных программ. Проблема скорее в том, что для развития экономики необходимо вначале обеспечить безопасность населению. США и НАТО безусловно потеряли много времени, проигнорировав в самом начале антитеррористической кампании запрос афганского руководства направить в Афганистан международные миротворческие силы в количестве 50-60 тысяч человек. Тогда это показалось всем слишком много. На деле же обернулось тем, что антитеррористическая коалиция и ISAF упустили инициативу.
Оптимальный состав афганских ВС (все, что под ружьем), как показывает история, 350 – 400 тысяч. Так было всегда, и судя по всему нынешнее руководство Афганистана возвращается к этим стандартам. В качестве примера сошлюсь на недавнее интервью министра иностранных дел Афганистана Рангина Дадфара Спанты германской газете «Neue Osnabrьcker Zeitung». «Число инструкторов из стран ЕС и Германии все еще слишком низко. В нынешних нестабильных условиях подготовка лишь 136 тысяч солдат для афганской армии к 2011 году, согласно заключенным договоренностям, – цель чересчур скромная», - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Афганистана, добавив, что реалистичной целью была бы подготовка для Афганистана в долгосрочной перспективе 400 тысяч полицейских, пограничников и солдат».
Но главная причина системного афганского кризиса - дефицит национальной идеи, которая могла бы выступить консолидирующей политической силой. Корни кризиса выражаются популярной цитатой начала прошлого века - «Афганистан – лоскутное одеяло, сшитое гнилыми нитками». Поэтому десять лет, которые отводит Обама Афганистану, срок минимальный не только в военном, но и в любом другом плане.
Петр Гончаров, международный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора