Бернхард Клазен: «Государство должно сделать все, чтобы военнопленные поняли, что по возвращении их хорошо примут дома»
Эксклюзивное интервью 1news.az с сопредседателем Международной рабочей группы (МРГ) по освобождению пленных и поиску без вести пропавших и заложников в зоне Карабахского конфликта Бернхардом Клазеном
- Военнослужащий Министерства обороны Азербайджана Рафиг Гасанов еще 8 октября 2008 года при неизвестных обстоятельствах был взят в плен на линии соприкосновения с войсками Армении на территории Газахского района Азербайджана. Переговоры о возвращении солдата до сих пор безрезультатны. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для ускорения процедуры возвращения пленных?
- Я думаю, что статьи в СМИ о военнопленных полезны. Пресса может играть тут важную роль. Надо передать такую информацию о военнопленных и международным СМИ. К примеру, я живу в Германии, и у нас мало знают о военнопленных карабахского конфликта.
Помимо этого, нужны переговоры, переговоры и еще раз переговоры. Если сегодняшние переговоры неуспешны, надо их продолжать завтра и послезавтра.
В-третьих, государство должно сделать все, чтобы военнопленные поняли, что по возвращению их хорошо примут дома, что государство и общество заботятся о бывших военнопленных. Поэтому суровые приговоры для бывших военнопленных не содействуют желанию военнопленных возвращаться на родину.
- Интересуется ли МРГ судьбой двух армянских солдат - Охана Арутюняна и Геворга Томосяна, добровольно перешедших недавно на азербайджанскую сторону и просящих предоставить им убежище в третьей стране?
- Наша группа не занимается поиском третьей страны.
- Некоторые военные эксперты в Баку считают, что с целью информирования широкой общественности о реалиях карабахского конфликта нужно пропагандировать сдачу в плен среди армян в прифронтовой зоне. Каково ваше отношение к этому?
- Я не думаю, что стоит пропагандировать сдачу в плен. Но нужно, конечно, информировать общественность, и не только на Южном Кавказе, о реалиях карабахского конфликта и об условиях службы в армии.
- Согласно сообщениям СМИ, переход армянских военных на азербайджанскую сторону принял систематический характер. С чем, на ваш взгляд, это связано? С плохими условиями в армянской армии, как говорят это сами перебежчики, или же происходящее является всего лишь спекуляцией и частью информационной войны между двумя сторонами конфликта?
- Не думаю, что переход армянских военных на азербайджанскую сторону имеет систематический характер, но вижу, что он случается. Я считаю, что общества - и армянское, и азербайджанское, - должны больше заботиться о том, что происходит в армии. Ведь переход солдата на другую сторону говорит о том, что тот солдат больше не может выдержать ситуацию. Задача общества - понять, что беспокоит солдат и сделать все, чтобы они не воспринимали ситуацию в армии невыносимой. Преследование бывших военнопленных, по моему убеждению, ухудшает ситуацию.
- Насколько обоснованной может быть версия о том, что армянские и азербайджанские солдаты переходят за линию фронта с целью получения убежища в третьей, более развитой стране?
- Вряд ли солдаты делают это с целью получения убежища. Но, будучи уже военнопленным, солдат может опасаться, что на родине его могут преследовать. И тогда у него может возникнуть желание искать убежище в другой стране. Я думаю, что общество должно больше заботиться о бывших военнопленных. Должна оказываться социальная, медицинская, психологическая, образовательная и другая помощь для бывших военнопленных. Если такая помощь гарантирована, то и гарантировано, что военнопленные добровольно возвращаются на родину.
Махир Мамедов