Россия возвращается в Африку | 1news.az | Новости
Точка зрения

Россия возвращается в Африку

17:45 - 26 / 06 / 2009
Россия возвращается в Африку

После первого и чрезвычайно успешного визита в Египет российский президент Дмитрий Медведев «углубился в Африку».

По второй  половине африканского турне президента можно идти как по карте сырьевых ресурсов континента. Он побывал 23-26 июня с визитами сначала в Нигерии, потом в Намибии, и закончил турне 26 июня в Анголе. Если принять за данное то, что Россия является сегодня главным представителем мировой ресурсной Суперлиги, то Нигерия, Намибия и Ангола точно входят в «первую гильдию». По запасам полезных ископаемых, в первую очередь стратегических, равные им в Африке вряд ли сыщутся - разве что Конго и ЮАР. Но и там нет всего того, что есть у трех вышеперечисленных крупнейших стран континента.

В постельцинский период еще никто из российских руководителей сюда не наведывался (Путин, будучи президентом, наносил визиты только в ЮАР и Марокко). Мы вообще начали «забывать» Африку еще в перестроечные горбачевские времена, а с 90-х почти  полностью «сожгли мосты».  Было начисто утрачено все то, что далось с таким трудом в 60-е и особенно 70-е.  Африка даже обиделась на Москву - ведь во множестве африканских стран СССР и Россию хорошо помнили и ждали «назад» - как-никак тысячи выпускников множества советских ВУЗов до сих пор работают в десятках стран, а в некоторых занимают и премьерские и министерские посты. А уж что касается полезных ископаемых, то картами нашей геологоразведки и в Нигерии, и в Анголе, да и в Намибии пользовались многие западные и ныне внедрившиеся в них китайские компании. И пользуются до сих пор. Континент тогда начал поворачиваться к Китаю.

Так что вполне можно считать прошедшую поездку запоздалым, но очень нужным «вторым открытием» Африки. В нынешние трудные кризисные времена, времена перемагничивания мира на многополярность, она и сама была рада тому, что Россия снова оборотила на нее взоры: нет на Черном континенте правительства или режима, который не испытывал бы желания сыграть на геополитической диверсификации. Для Африки, которая так долго была ареной идеологического противостояния, это генетическая особенность.

Уже первые результаты «второго пришествия» России в Африку впечатляют. Особенно в Нигерии, крупнейшем (к югу от Сахары) африканском производителе нефти (12-е место в мире) и газа (7-е место). До сих пор Нигерия была склонна устраивать экономические и политические партии с США, Британией и странами Ближнего Востока. США до сих пор покупают 50% всей производимой в Нигерии нефти.

В рамках визита Медведева между «Газпромом» и Нигерийской национальной нефтяной корпорацией подписано соглашение о сотрудничестве и создании совместного СП. Минимальный объем инвестиций, которые вложит «Газпром» в Нигерию, составляет 2,5 млрд долларов. Масштабов таких единовременных иностранных инвестиций страна еще не видела.

Мы будем вместе вести разведку нефти и газа, строить перерабатывающие заводы и участвовать в строительстве из Нигерии Транс-сахарского трубопровода, по которому нигерийский газ пойдет в Европу. «Газпром» поможет газифицировать Нигерию и получит за это доступ к разработке ее ресурсов. Кроме этого заключены контракты на поставки в страну российских тяжелых тракторов, вывод на орбиту нигерийских спутников геологической разведки и исследования земли. В общем, планы - грандиознее некуда.

Правда, и риски весьма высоки. Нынешнее положение в Нигерии (и правительство) отнюдь нельзя назвать стабильными. А то, что творится в нефте- и газодобывающих, перерабатывающих отраслях, очень далеко даже от нормального, не говоря уже об идеальном.

Надо напомнить, что Нигерия пошла на расширение сотрудничества с российскими концернами отнюдь не из приятных воспоминаний о бывшей любви с Россией.Это было сделано после того, как западные компании – британская Shell, американские Exxon-Mobil, Chevron, Conoco Phillips, французская Total и итальянский энергетический гигант Eni – в ответ на требования увеличить инвестиции в свою очередь предъявили Абудже претензии. Им не нравилось, как расточительно Нигерия сжигает попутный газ, вмешательство государства в ценообразование, отсутствие государственных инвестиций в инфраструктуру и чудовищная коррупция. «Газпром», похоже, это не смущает.

Нигерийские боевики из  «Движения за освобождение дельты Нигера» буквально накануне визита Медведева приготовили ему «подарок». Они взорвали трубопровод Royal Dutch Shell на юге страны и разослали в газеты специальное коммюнике, где говорилось, что теракт специально приурочен к намерениям России заключить с нынешним режимом президента Умару Яр'Адуа многомиллиардные сделки. В результате последнего теракта (это признало правительство) в стране не осталось нефти для переработки на собственные нужды, а через 15 дней иссякнут экспортные запасы.

Возвращение в Африку – это конечно хорошо, но интересно было бы знать, насколько просчитаны все политические риски. Их страхование, которое уже широко распространено на Западе, у нас находится в зачаточном состоянии. Подписав многомиллиардные контракты с нынешним правительством, Россия, естественно, должна будет его же и поддерживать: любое иное правительство от таких контрактов откажется.

С Намибией и Анголой дела обстояли несколько проще. Ангола уже давно хотела возобновить прежние связи с Москвой, а Намибия - завязать новые прочные отношения. Исторически мы уже давно дружим с Намибией, поскольку еще с 60-х поддерживали движение SWAPO, которое добивалось независимости бывшей Юго-Западной Африки от ЮАР. Эта борьба за независимость SWAPO как раз и стояло большей частью на советском субсидировании. С получением независимости в 1990-м сюда активнейшим образом внедрились Китай и США.

«Россия, похоже, услышала наш призыв поучаствовать во второй фазе нашей борьбы за экономическую эмансипацию и взяла обязательства начать, наконец, с Намибией серьезный бизнес». Так прокомментировал визит Медведева в Виндхук представитель МИД страны, курирующий все российское направление Самуэль Мбамбо (Samuel Mbambo). С Намибией мы будем развивать сотрудничество в области энергетики (строить гидро- и атомные станции), поскольку своей энергии стране катастрофически не хватает. Будет расти участие наших фирм и специалистов в разработке полезных ископаемых, добыче алмазов (в них участвует наш концерн «Алроса»). Российские атомщики  заинтересованы в укреплении сотрудничество в области добычи урановой руды: Намибия в этой сфере - один из мировых лидеров.

Но, самое главное, у нас теперь вроде должно появиться на столах побольше морепродуктов. Росрыболовство и Намибия подписали соглашение об открытии доступа для российских траулеров в намибийскую экономическую зону Атлантики. Мало кто знает, но Намибия – крупнейший экспортер рыбы и морепродуктов в Африке. Ее воды – настоящий Клондайк основных видов промысловых рыб, моллюсков и ракообразных. Между прочим, в далекие времена «рыбных дней» в СССР хек или ставрида, которые заменяли по четвергам мясо в советских столовых, по большей части были как раз отсюда. Но мы ушли и из африканской Атлантики в 90-е.

Теперь Россия готовится вылавливать в намибийских водах от 150 до 200 тыс рыбы в год.

С Анголой произойдет примерно то же самое. Плюс мы будем обновлять еще и парк вооружений страны.

В общем, похоже, со всеми последними африканскими визитами Медведеву удалось чуть поближе притянуть экватор к России. Отрадно.

Андрей Федяшин, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости

Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора 

Поделиться:
2314

Последние новости

Все новости

1news TV